Дело № 2а-4408/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 24 апреля 2017 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего О.А.Кокоевой,
при секретаре М.А.Заболотских,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гиёева М.Д. к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконными действия должностных лиц ГУ МВД России по Челябинской области, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ.
Гиёев М.Д. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Челябинской области с требованиями о признании незаконными действий должностных лиц, выразившееся в изъятии у гражданина Российской Федерации Гиёева М.Д. паспорта гражданина Российской Федерации и паспорта гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, обязании возвратить изъятые паспорта.
В обоснование заявленных требований Гиёев М.Д. указал, что ДД.ММ.ГГГГ у административного истца в отделении по вопросам миграции ОМВД России по Еткульскому району г. Челябинска были незаконно изъяты паспорт гражданина Российской Федерации и паспорта гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. С действиями административного ответчика по изъятию паспортов административный истец не согласен, считает их незаконным.
Административный истец Гиёев М.Д. и его представитель ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске. При этом, Гиёев М.Д. подтвердил, что при подаче заявления действительно сообщил не достоверные сведения о том, что в период постоянного проживания за пределы РФ не выезжал.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области ФИО6 в судебном заседании требования не признала, представила возражения на административное исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным действий должностного лица является одновременное несоответствие действий закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отделении по вопросам миграции ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области у Гиёева М.Д. были изъяты следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, паспорт гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ О чем составлены акты изъятия №№ от ДД.ММ.ГГГГ
Основанием для изъятия паспортов послужило заключение по факту выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на имя Гиёева М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с котором, паспорт гражданина РФ Гиёеву М.Д. выдан в нарушение установленного порядка.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Правительство Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации издало 8 июля 1997 г. Постановление N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения).
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В нарушение п. 11 Положения 07.06.2016 г. сотрудниками отделения по вопросам миграции ОМВД России по Еткульскому району Челябинской области заявление о получении паспорта гражданина РФ от Гиёева М.Д. было принято и ДД.ММ.ГГГГ на имя Гиёева М.Д. оформлен паспорт гражданина РФ серии № № на основании паспорта гражданина ФИО8 №. Паспорт выдан Гиёеву М.Д. ДД.ММ.ГГГГ Выдача паспорта гражданина РФ лицу не приобретшему гражданство РФ произошло в нарушение установленного п. 11 Положения порядка.
В пункте 7 Постановления Правительство РФ N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" определило основания изъятия у гражданина паспорта, каковыми являются выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке, а также определило органы, которые имеют право изымать такие паспорта, а именно: органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная миграционная служба или ее территориальные органы.
В новой редакции пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 779 расширил круг органов, обладающих правом изъятия паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке паспорта, наделив данным правом также и Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган, выявившими такой паспорт.
Нормативные правовые акты об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка.
Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации.
Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.
Из представленных ответчиком материалов следует, что Гиёев М.Д. гражданин <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФМС России по Челябинской области с заявлением о получении гражданства РФ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного начальником УФМС России по Челябинской области заявление Гиёева М.Д. было отклонено, по причине предоставления заявителем недостоверных сведений, а именно Гиёев М.Д. сообщил, что за пределы Российской Федерации в период постоянного проживания не выезжал.
Из изложенного следует, что административный истец не прибредший гражданство РФ в нарушение установленного порядка получил паспорт гражданина РФ.
Статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Суд приходит к выводу, что в действия должностных лиц по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации и паспорта гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации законны и обоснованы.
В соответствии со ст.ст. 6, 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В нарушение данных требований для подтверждение своих доводов истцом доказательств нарушения прав должностными лицами суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178-180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Гиёева М.Д. к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконными действия должностных лиц ГУ МВД России по Челябинской области, обязании устранить допущенные нарушения, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий п/п О.А.Кокоева
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья О.А.Кокоева
Секретарь М.А.Заболотских
Решение вступило в законную силу «____»____________________2017г.
Судья О.А.Кокоева
Секретарь