Дело № 2а- 3989/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 21 сентября 2017 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при секретаре Севостьяновой Н.В.
с участием представителя административного истца Колчановой Т.Г.
представителя административного ответчика Кейнер М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дураевой Галины Федоровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Дураева Г.Ф. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения.
Мотивирует свои требования тем, что 03.04.2017г. между Дураевым Г.И. (Продавец) и Дураевой Г.Ф. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся в <адрес>, кадастровый номер объекта: № и <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся в <адрес>, кадастровый номер объекта: №. Договор купли-продажи удостоверен ДД.ММ.ГГГГ. нотариусом Красноярского нотариального округа ФИО4 и зарегистрирован в реестре за №.
04.04.2017г. Дураевой Г.Ф, в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края были поданы документы для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
10.07.2017г. государственным регистратором Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края ФИО3 принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> и, соответственно, на земельный участок, на котором расположен этот жилой дом.
Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации №, в состав заявленного на государственную регистрацию жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, входит квартира № с кадастровым номером № и квартира № с кадастровым номером №, на основании чего регистратор делает вывод о том, что жилой дом является многоквартирным и не является объектом недвижимости, государственная регистрация на который осуществляется в соответствии с Законом.
Данный отказ является незаконным, поскольку право общей долевой собственности на недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке. Недвижимое имущество принадлежит продавцу на праве общей долевой собственности на основании Договора дарения от 06.11.2010г. Государственная регистрация права общей долевой собственности продавца на земельный участок произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 11.11.2010г., запись регистрации №, что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации прав от 11.11.2010г. № <адрес>.
Государственная регистрация права общей долевой собственности продавца на жилой дом произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 11.11.2010г., запись регистрации №, что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации прав от 11,11. 2010 г. №; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕЕРН) от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом положений пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 218- ФЗ, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края не вправе самостоятельно принимать решение об изменении вида жилого помещения, при этом основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются документы, поступившие в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Согласно сведениям раздела 1 выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №, здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является жилым домом. Согласно подпунктам 2.1, 2.2, 2.3 раздела 2, здание принадлежит Дураевой Галине Федоровне, ФИО1 и ФИО2 на праве общедолевой собственности.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № помещения с кадастровыми номерами: № и № являются жилыми помещениями, в реквизите вид помещений имеется запись о том, что данные для заполнения реквизита отсутствуют. Следовательно, вывод о том, что помещения, зарегистрированные в жилом доме с кадастровым номером № по адресу: <адрес> являются квартирами, а жилой дом является многоквартирным сделан неосновательно, за пределами компетенции регистрирующего органа.
Согласно решению Центрального районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано право общедолевой собственности на жилой <адрес>.
Следовательно, здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является жилым домом и принадлежит собственникам на праве общедолевой собственности.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным отказ в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> устранить допущенные нарушения, осуществив государственную регистрацию перехода права собственности на <данные изъяты> в праве собственности на земельный участок, находящийся в <адрес>, кадастровый № и на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся в <адрес>, кадастровый номер объекта: №.
В судебном заседании представитель административного истца Колчанова Т.Г. ( полномочия проверены ) исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Кейнер М.В., (полномочия проверены), в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на письменные возражения, в которых указала, что требования Дураевой Г.Ф. о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес> осуществить государственную регистрацию, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку решение Управления об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости полностью соответствует действующему законодательству. ДД.ММ.ГГГГ в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратились Дураев Г.И. и Дураева Г.Ф. с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи от 03.04.2017г., удостоверенный нотариусом ФИО4, реестровый №, согласно которому ФИО1 продает Дураевой Г.Ф. <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В рамках проведения правовой экспертизы, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) было установлено, что в состав заявленного на государственную регистрацию жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес> кадастровым номером № и <адрес> кадастровым номером №
В силу ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы, либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом не является объектом вещных и жилищных прав, а представляет собой комплекс, в состав которого, наряду с самостоятельно участвующими в гражданском обороте жилыми и нежилыми помещениями, входят земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, а также вспомогательные помещения, конструктивные элементы и
инженерное оборудование, обслуживающее более одного помещения и составляющее общее имущество. В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 38 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ, при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Таким образом, учитывая положения действующего законодательства, многоквартирный дом не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ. Государственной регистрации подлежат права на помещения, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на являющееся недвижимостью общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, на земельный участок, на котором расположен такой дом.
При этом, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении объекта недвижимости - здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеют статус «ранее учтенные». Следовательно, сведения оданном здании были внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, в объеме, переданном организациями технической инвентаризации. Указанные сведения об объектах недвижимости органом кадастрового учета вносились в ГКН в соответствии с информацией, содержащейся в переданных документах, с присвоением им кадастрового номера.
Между тем, здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> состоит из двух квартир № и №.
Соответственно, в силу норм ЖК РФ и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является многоквартирным домом, состоящим из двух квартир.
В силу прямого запрета, установленного п. 5 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация на многоквартирный дом, в том числе государственная регистрация права общей долевой собственности на многоквартирный дом, не осуществляется.
Пунктами 4, 19 ч. 1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации, а также в случае, когда объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Таким образом, государственным регистратором законно и обоснованно принято решение о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на здание по адресу: <адрес>, которое, согласно ранее учтенным сведениям, не смотря на то, что оно стоит на кадастровом учете, как «жилой дом», однако в ЕГРН имеются сведения о том, что в состав этого жилого дома входят квартиры, т.е. указанный объект недвижимости является многоквартирным домом.
Абзац 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает одним из основных принципов земельного законодательства единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В силу п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона № 18-ФЗ, при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
Поскольку, государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, следовательно, отказано и в государственной регистрации права общей долевой собственности на заявленный земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, государственным регистратором принято законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес> (уведомление об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №). Поскольку действия Управления по отказу в государственной регистрации права общей долевой собственности совершены в соответствии с действующим законодательством, указанные действия не могут нарушать права и законные интересы административного истца. На основании изложенного, представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного искового заявления Дураевой Г.Ф. отказать.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования Дураевой Г.Ф. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Согласно ст.ст. 3, 29 ФЗ № 218-ФЗ, регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов, в ходе которой осуществляется проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, устанавливается отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность, либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Пунктами 4, 19 ч. 1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации, а также в случае, когда объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратились ФИО1 и Дураева Г.Ф. с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу : <адрес>, о чем в книгу учета входящих документов № г. была внесена запись №.
Согласно правоустанавливающих документов, представленных суду (свидетельств о государственной регистрации права серии №, №), земельный участок по адресу : <адрес>, кадастровый № зарегистрирован на праве общедолевой собственности за ФИО1 – <данные изъяты>, за Дураевой Г.Ф. – <данные изъяты> и за ФИО2 – <данные изъяты>.
Жилой дом по указанному адресу, кадастровый (или условный ) № зарегистрирован в установленном законом порядке на праве общей долевой собственности за ФИО1 <данные изъяты> и за Дураевой Г.Ф. <данные изъяты>. Сведения о третьем долевом сособственнике жилого дома, в представленном в материалы дела свидетельстве о государственной регистрации права, отсутствуют.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственной услуги по государственной регистрации прав на государственную регистрацию перехода права и права долевой собственности на квартиру в качестве основания перехода права и права общей долевой собственности представлен договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом ФИО4, реестровый №, согласно которому ФИО1 продает Дураевой Г.Ф. <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу : <адрес>.
В ходе проведения правовой экспертизы, в соответствии с положениями ст.ст. 3,29 ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», было установлено следующее.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), в состав заявленного на государственную регистрацию жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, входит квартира № с кадастровым номером № и квартира № с кадастровым номером №, в подтверждение чего суду представлены кадастровые паспорта на квартиры № и № по <адрес>. Указанные кадастровые номера были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом не является объектом вещных и жилищных прав, а представляет собой комплекс, в состав которого, наряду с самостоятельно участвующими в гражданском обороте жилыми и нежилыми помещениями, входят земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, а также вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерное оборудование, обслуживающее более одного помещения и составляющее общее имущество.
В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 38 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ, при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Учитывая положения действующего законодательства, многоквартирный дом не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ. Государственной регистрации подлежат права на помещения, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на являющееся недвижимостью общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, на земельный участок, на котором расположен такой дом.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении объекта недвижимости - здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеют статус «ранее учтенные». Следовательно, сведения оданном здании были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, в объеме, переданном организациями технической инвентаризации. Указанные сведения об объектах недвижимости органом кадастрового учета вносились в ГКН в соответствии с информацией, содержащейся в переданных документах, с присвоением им кадастрового номера.
Таким образом, было установлено, что здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> состоит из двух квартир : № и кв. №, которым присвоены кадастровые номера.
Соответственно, в силу норм ЖК РФ и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является многоквартирным домом, состоящим из двух квартир, что не оспаривала в судебном заседании представитель административного истца.
В силу прямого запрета, установленного п. 5 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация на многоквартирный дом, в том числе государственная регистрация права общей долевой собственности на многоквартирный дом, не осуществляется.
Пунктами 4, 19 ч. 1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации, а также в случае, когда объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
С учетом изложенного выше, государственным регистратором законно и обоснованно было принято решение о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на здание по адресу: <адрес>, которое согласно ранее учтенным сведениям хоть и стоит на кадастровом учете как «жилой дом», однако в ЕГРН имеются сведения о том, что в состав этого жилого дома входят квартиры, т.е. указанный объект недвижимости является многоквартирным домом, не смотря на то, что государственном реестре недвижимости содержатся сведения о правообладателях на праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок.
В силу абзаца 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона № 18-ФЗ, при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
Поскольку, государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, следовательно, правомерно отказано и в государственной регистрации права общей долевой собственности на заявленный земельный участок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что государственным регистратором принято законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес> (уведомление об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Поскольку действия административного ответчика по отказу в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности совершены в соответствии с действующим законодательством, указанные действия не могут нарушать права и законные интересы административного истца.
Доводы административного истца о том, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным на том основании, что согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является жилым домом, основан на неправильном применении закона, поскольку сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении объекта с кадастровым номером №, имеют статус «ранее учтенные», следовательно, сведения о данном здании были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 г. № 1 в объеме, переданном организациями технической инвентаризации. Указанные сведения об объектах недвижимости органом кадастрового учета вносились в ГКН в соответствии с информацией, содержащейся в переданных документах, с присвоением им кадастрового номера. При этом суд учитывает, что регистрирующим органом было достоверно установлено, что жилой дом состоит из двух квартир, таким образом является многоквартирным жилым домом, нам который в силу закона не осуществляется регистрация права собственности ( п. 5 ст. 40 ФЗ № 218 – ФЗ).
На основании п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Дураевой Г.Ф. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на 1/4 долю в праве собственности на земельный участок, находящийся по адресу : <адрес>, кадастровый № и на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу : <адрес>, кадастровый №, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования Дураевой Галины Федоровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, о признании незаконным отказа в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу : <адрес>, кадастровый № ; а также на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу : <адрес>, кадастровый №, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2017 года