Дело № 2а- 3688/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 02 октября 2017 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при секретаре Севостьяновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панченко Владислава Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, главному специалисту эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кикиревой Кристине Александровне, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Панченко В.Ю. обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, главному специалисту эксперту Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кикиревой К.А., Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия.
Мотивирует свои требования тем, что 1 июня 2017 г. административный истец представил в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Подзолкова, 3, нотариально удостоверенный договор купли-продажи для регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности и регистрации права на квартиру, расположенную по адресу : <адрес>. Прием заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов подтверждается распиской филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, в которой указан срок выдачи документов - 6 июня 2017 г.
Начиная с 6 июня 2017 г., административный истец каждый рабочий день приезжал в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, где ему сообщалось о том, что государственная регистрация еще не осуществлена. Документы были выданы административному истцу только 22 июня 2017 г., о чем имеется отметка в деле. При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости государственная регистрация перехода доли в праве общей собственности на квартиру была проведена лишь 13 июня 2017 г.
В соответствии с и. 9 ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 года) №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки. Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в лице государственного регистратора Кикиревой Кристины Александровны, осуществило государственную регистрацию на 5 рабочих дней позже установленных законом сроков (13 июня 2017 г. вместо 06 июня 2017 г.), что не соответствует требованиям п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает права и законные интересы административного истца.
В результате незаконного бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ( далее Управление Росреестра по Красноярскому краю), специалиста-эксперта Управления Росреестра Красноярскому краю Кикиревой Кристины Александровны, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, выразившегося в уклонении в период со 2 по 6 июня 2017 года от государственной регистрации права собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Красноярск, ул. Михаила Годенко, д. 7, кв. 12, и в неосуществлении государственной регистрации указанного права в период со 2 по 6 июня 2017 года, административный истец был лишен возможности надлежащим образом исполнить заключенный между ним и третьим лицом договор купли-продажи квартиры.
Согласно части 1 ст. 66 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 1); за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения (пункт 5); за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6). Таким образом, ответственность по настоящему административному иску должна быть возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. Государственный регистратор прав несет персональную ответственность за соблюдение сроков государственной регистрации прав.
На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать незаконным, как несоответствующее требованиям с п. 9 ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» виновное бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, состоящее в уклонении в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ от государственной регистрации права собственности на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, и выразившееся в неосуществлении государственной регистрации указанного права в период со 2 по 6 июня 2017 года. Признать незаконным, как несоответствующее требованиям с п. 9 ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» виновное бездействие специалиста-эксперта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кикиревой Кристины Александровны, состоящее в уклонении в период со 2 по 6 июня 2017 года от государственной регистрации права собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес> и выразившееся в неосуществлении государственной регистрации указанного права в период со 2 по 6 июня 2017 года. Признать незаконным, как несоответствующее требованиям с п. 9 ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» виновное бездействие Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, состоящее в уклонении в период со 2 по 6 июня 2017 года от государственной регистрации права собственности на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, и выразившееся в неосуществлении государственной регистрации указанного права в период со 2 по 6 июня 2017 года.
В судебном заседании административный истец Панченко В.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в иске и уточнении к нему основаниям. Дополнил, что из-за несоблюдения сроков регистрации перехода права и права собственности ответчиками, он не смог продать свою квартиру по <адрес> ФИО1 в установленный договором срок, с которым ранее, ДД.ММ.ГГГГ у него был заключен договор купли-продажи квартиры в будущем и по которому он получил от Хайбзанова задаток в размере 3 000 000 рублей. Впоследствии он (Панченко В.Ю.) вернул Хайбзанову задаток, однако в настоящее время Хайбзановым подан иск в Октябрьский районный суд г. Красноярска о взыскании с него (Панченко В.Ю.) денежных средств, в том числе штрафа в размере 3 000 000 рублей, в связи с тем, что договор купли продажи не был заключен. Тем самым, нарушаются его права, поскольку он не смог реализовать свои имущественные интересы.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Ляпина О.А. (полномочия проверены), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на письменные возражения, в которых указала, что в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю 01.06.2017 обратились ФИО2 с заявлением о государственной регистрации перехода права и Панченко Владислав Юрьевич с заявлением о государственной регистрации права собственности на <адрес>.
Порядок государственной регистрации прав установлен в статье 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) и включает в себя прием документов, правовую экспертизу, внесение в ЕГРН установленных законом сведений, выдачу документов после проведения государственной регистрации. Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ отдельные полномочия органа регистрации прав, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. Учитывая изложенное, приказом Росреестра от 18.10.2016 №ПУ0515 Филиал наделен полномочиями органа регистрации прав в части: приема заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав; выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведения книг учета входящих документов; загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН. Соответственно, Управление Росреестра данные полномочия не осуществляет. Государственная регистрация прав проводится посредством внесения записей о правах и сделках в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), для ведения которого создана федеральная государственная информационная система - ФГИС ЕГРН. Поскольку, помимо Управления, ряд полномочий органа регистрации прав имеется у Филиала, приказом Росреестра от 09.09.2016 №ПУ448 утверждены схемы технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Порядок внутриведомственного взаимодействия в рамках осуществления технологического процесса «Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним без одновременного государственного кадастрового учета» определен в приложении № 3 к приказу Росреестра от 09.09.2016 г. №П/448. Из указанного порядка следует, что пакет документов (в том числе, в электронном виде) поступает государственному регистратору после приема документов Филиалом, автоматизированной обработки средствами ФГИС ЕГРН заявлений и пакета документов Филиалом, ввода и проверке сведений об объекте Филиалом. Автоматизированная обработка заявлений и пакета документов средствами ФГИС ЕГРН завершается созданием протокола проверок и формированием проекта записей о праве, ограничении. В рамках изучения истории обращения по представленному В.Ю. Панченко заявлению КУВД-002/2017-41270 вкладка «История» отображает изменения статуса данного обращения. Протокол проверок сформирован, подписан ФИО3 и загружен 13.06.2017. В этот же день, 13.06.2017 в 12:47 пакет документов по заявлению № поступил государственному регистратору К.А. Кикиревой. ДД.ММ.ГГГГ в 15:10 после проведения правовой экспертизы в порядке статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственным регистратором К.А. Кикиревой внесена запись о праве общей долевой собственности Панченко В.Ю. на <адрес>. Таким образом, факт уклонения от проведения государственной регистрации со стороны Управления и государственного регистратора К.А. Кикиревой отсутствует.
В данном случае, в связи с переходом на новое программное обеспечение произошел технический сбой при автоматическом назначении программой приема и выдачи документов срока окончания государственной регистрации, вместо 3 рабочих дней, программой назначена дата окончания срока регистрации – 13.06.2017 г., в связи с чем, обработка заявления от 01.06.2017 г. за № КУВДЛ-002/2017-41270 завершилась 14.06.2017 г.
Таким образом, действия по проведению государственной регистрации были осуществлены, государственная услуга по государственной регистрации прав Панченко В.Ю. была оказана. Следовательно, права и законные интересы административного истца не нарушены. На основании изложенного, представитель административного ответчика просила в удовлетворении требований Панченко В.Ю. отказать.
Представитель административного ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю Степанов И.В. ( полномочия проверены), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на письменные возражения, в которых указал, что Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы, не являясь юридическими лицами (пункты 2 и 3 статьи 55 ГК РФ) не обладают гражданской процессуальной правоспособностью (статья 36 ГПК РФ) и административной процессуальной правоспособностью (статья 5 КАС РФ). Следовательно, предъявление административных исковых требований к Филиалу, не соответствует закону. Из положений части 1 статьи 218, пункта 4 части 2 статьи 220 КАС РФ следует, что бездействием признается уклонение от принятия решения, совершения действия в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке. По мнению административного истца, оспариваемое бездействие заключается в неосуществлении Филиалом, в установленный Федеральным законом срок, государственной регистрации права собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру. Однако, у филиала отсутствуют полномочия по осуществлению государственной регистрации прав. Отсутствие таких полномочий обусловлено положениями частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом, подлежит отклонению обоснование незаконности бездействия Филиала доводами о наличии отдельных полномочий органа регистрации прав в соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515, а также предусмотренной Законом о регистрации недвижимости, возможностью регрессного требования возмещения убытков со стороны органа регистрации прав, поскольку указанные доводы не свидетельствуют об обязанности Филиала по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, в рамках предъявленных требований филиал является ненадлежащим административным ответчиком. На основании изложенного, представитель административного ответчика, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований к Филиалу отказать в полном объеме.
Административный ответчик Кикирева К.А. была надлежащим образом извещена о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что государственный регистратор не является участником отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Как следует из ст. 4 ФЗ от 13.07.2017 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», участником отношений, возникающих при осуществлении учетно-регистрационных действий с недвижимым имуществом, является орган регистрации прав, в частности территориальные органы Росреестра. Решение о проведении государственной регистрации перехода права и права долевой собственности Панченко В.Ю. на <адрес>, было принято ею 13.06.2017 г. При этом, пакет документов в электронном виде по обращению КУВД-002/2017-41270 поступил на стадию проведения правовой экспертизы государственным регистратором 13.06.2017 г. в 12.47 и в 15.10 этого же числа его обработка была завершена путем принятия решения о государственной регистрации права долевой собственности Панченко В.Ю. Данное обстоятельство подтверждается сведениями ФГИС ЕГРН вкладка «история». Предшествующие передаче государственному регистратору этапы технологического процесса государственной регистрации прав ( автоматизированная обработка заявлений на предоставление услуги, автоматизированная обработка пакета документов, ввод и проверка сведений об объекте) государственный регистратор не осуществляет. Учитывая, что обработка обращения КУВД -0021/2017-41270 произведена ею (Кикиревой) в течение 1 дня, факт уклонения от государственной регистрации права истца отсутствует. Кроме того, дата исполнения по регламенту по обращению КУВД 002/2017-41270 установлена 13.06.2017 г. На основании изложенного, административный ответчик просила отказать истцу в удовлетворении иска.
Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Порядок государственной регистрации прав установлен в статье 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и включает в себя прием документов, правовую экспертизу, внесение в ЕГРН установленных законом сведений, выдачу документов после проведения государственной регистрации.
Пунктом 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ отдельные полномочия органа регистрации прав, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации и картографии от 18.10.2016 № ПУ / 0515, ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделена полномочиями органа регистрации прав в части:
-приема заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав;
-выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
-ведения книг учета входящих документов;
-загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН.
Государственная регистрация прав проводится посредством внесения записей о правах и сделках в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), для ведения которого создана федеральная государственная информационная система - ФГИС ЕГРН.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации и картографии от 09.10.2016 № ПУ / 448, утверждены схемы технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В Приложении № 3 к указанному выше приказу определен Порядок внутриведомственного взаимодействия в рамках осуществления технологического процесса «Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним без одновременного государственного кадастрового учета», согласно которому пакет документов (в том числе, в электронном виде) поступает государственному регистратору после приема документов Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», автоматизированной обработки средствами ФГИС (федеральная государственная информационная система) ЕГРН заявлений и пакета документов Филиалом, ввода и проверке сведений об объекте Филиалом. Автоматизированная обработка заявлений и пакета документов средствами ФГИС ЕГРН завершается созданием протокола.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился в регистрирующий орган за получением государственной услуги 01.06.2017 г., срок оказания которой истек 06.06.2017 ( по истечению 3-х рабочих дней). Таким образом, о нарушении своего права Панченко В.Ю. узнал 06.06.2017 г.
С учетом того, что в суд с настоящим иском административный истец обратился 13.07.02017 г. ( согласно входящего штампа суда), следовательно, установленный законом трёхмесячный срок, им не пропущен.
Из материалов дела судом установлено, что 01.06.2017 г. в Филиал « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю обратились ФИО2 и Панченко В.Ю. с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности ( соответственно) на объект недвижимости по адресу : <адрес>
В рамках обращения Панченко В.Ю. с заявлением КУВД-002/2017-41270 вкладка «История» отображает следующие данные :
- ДД.ММ.ГГГГ, - заявление принято от заявителя
- ДД.ММ.ГГГГ - обращение передано в работу, проведение проверок
- ДД.ММ.ГГГГ - формирование протокола проверок, загрузка протокола проверок, принятие решения, подписание записей в ЕГРН, внесение сведений в ЕГРН,
- ДД.ММ.ГГГГ – завершение обработки.
Кроме того, из истории обращения установлено, что при получении заявления Панченко В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 был определен срок исполнения по регламенту ДД.ММ.ГГГГ, то есть изначально с нарушением срока, предусмотренного ст. 16 указанного выше ФЗ №218. При этом, сотрудник Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» ФИО5 в рукописном виде указала на расписке в получении документов дату окончания срока регистрации - ДД.ММ.ГГГГ
Сотрудниками обрабатывающими обращение Панченко В.Ю. являлись : ФИО6, ФИО7 ( регистраторы, осуществляющие предварительную правовую экспертизу), ФИО3, ( специалист кадастровой палаты ), Кикирева К.А. (регистратор, принимающий решение), ФИО8 ( специалист по ведению архива), а также ФИО9, ФИО10 ( специалисты кадастровой палаты).
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4, дата принятия решения - ДД.ММ.ГГГГ, то есть 7 рабочих дней с даты принятия документов ДД.ММ.ГГГГ в системе была указана ошибочно сотрудником Федеральной кадастровой палаты, скорее всего, в связи со сбоем в программе, протокол проверок был загружен только ДД.ММ.ГГГГ Государственному регистратору Кикиревой документы поступили только ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день она приняла решение о государственной регистрации перехода права и права собственности на <данные изъяты> долю квартиры Панченко В.Ю. и направила обратно сообщение о регистрации сделки в электронном виде, о чем сделала отметку в программе. Печать с отметкой о регистрации сделки ДД.ММ.ГГГГ проставила регистратор Пыжанкова. После чего, ДД.ММ.ГГГГ истец мог забрать документы с отметкой о государственной регистрации сделки.
Анализируя изложенные выше нормативно-правовые акты, и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что государственным регистрирующим органом были нарушены сроки оказания административному истцу государственной услуги по регистрации права собственности на жилое помещение на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом ( 3 дня), что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства ответчиками.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) (п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации).
Таким образом, для удовлетворения требований административного истца необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: нарушение административным ответчиком своими действиями (бездействием) требований закона и повлекшее данными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов административного истца.
В силу п. 1 ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В обоснование административного иска Панченко В.Ю. указывает, что, в связи с незаконным бездействием ответчиков, выразившемся в нарушении сроков государственной регистрации, были нарушены его имущественные права, а именно не состоялась сделка купли продажи указанной выше квартиры с ФИО1, которым в настоящее время к нему (Панченко В.Ю.) предъявлен иск о возмещении убытков.
Как следует из представленных истцом документов, ДД.ММ.ГГГГ он заключил с ФИО1 договор купли-продажи квартиры, которая будет приобретена в будущем, расположенной по адресу : <адрес> за 14 000 000 рублей. По условиям договора, стороны согласовали срок обращения за государственной регистрацией перехода права собственности на квартиру до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, стороны согласовали порядок оплаты, а именно 3 000 000 рублей покупатель выплачивает продавцу в момент подписания настоящего договора, а оставшаяся часть 11 000 000 рублей передается покупателем продавцу в день подписания акта приема передачи, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил в судебном заседании Панченко В.Ю., подавая ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган документы о регистрации права собственности на указанную выше квартиру, он предполагал, что государственная регистрация права будет осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ сделка купли продажи квартиры состоится. Однако, по вине, регистрирующего органа сделка не состоялась, в связи с чем он вернул покупателю задаток 3 000 000 рублей и в настоящее время к нему покупателем Хайбзановым предъявлен иск о взыскании денежных средств по указанному выше договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленных истцом уведомлений, адресованных ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Панченко В.Ю. просил продлить срок обращения за регистрацией перехода права собственности на квартиру, в связи с незаконными действиями Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии, выразившимися в неосуществлении государственной регистрации нотариально удостоверенного договора купли-продажи доли в праве собственности с третьим лицом.
Согласно входящего штампа Октябрьского районного суда г. Красноярска, а также сведений сайта Октябрьского районного суда г. Красноярска, 29 августа 2017 года действительно в суд поступило исковое заявление ФИО1 к Панченко В.Ю., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о расторжении договора купли продажи от 9 марта 2017 года, взыскании двойной суммы задатка (штрафа) за нарушение договора и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами.
Оценив представленные истцом и изложенные выше доказательства нарушения его имущественных прав, в связи с незаконными действиями ответчиков, суд не принимает их во внимание, поскольку обращение второго участника сделки ФИО1 в суд не порождает правовых оснований для признания факта нарушения прав истца незаконными действиями ответчиков.
Статьей 66 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, установлена ответственность органа регистрации прав за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения; и т.д.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований к регистрирующему органу, которого суд определяет надлежащим ответчиком – Управлению Росреестра по Красноярскому краю, которым были нарушены установленные законом сроки государственной регистрации права собственности и тем самым, права истца на своевременное получение государственной услуги.
Доводы представителя административного ответчика Ляпиной О.А. о том, что дата принятия решения о государственной регистрации была указана ошибочно сотрудником федеральной кадастровой палаты, а не сотрудником Управления Росреестра, правового значения при разрешения настоящего спора не имеют, поскольку в силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На этом же основании суд отклоняет доводы административного истца о наличии в действиях Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, бездействия выразившегося в уклонении от государственной регистрации права, не смотря на то, что пакет документов от истца принимал и выдавал непосредственно сотрудник Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», в связи с чем отказывает в удовлетворении требований к данному административному ответчику.
Оснований для удовлетворения административных исковых требований истца к Кикиревой К.А суд не усматривает, поскольку из материалов дела достоверно усматривается, что государственную услугу, состоящую, в том числе из приема заявления, его обработки, правовой экспертизы, внесение сведений в ЕГРН, а также государственной регистрации права, выдачи документов осуществляли несколько сотрудников, при этом Кикиревой К.А. заявление и соответствующие документы, поданные Панченко В.Ю. для государственной регистрации права были переданы только 13.06.2017 г. и в этот же день ею была произведена государственная регистрация права собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, выразившееся в нарушении сроков государственной регистрации договора купли-продажи ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу : <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и Панченко Владиславом Юрьевичем.
В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, главному специалисту эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кикиревой Кристине Александровне, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Панченко