Дело № 2а-3523/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2017 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Вязникова С.А., Баскаковой Е.И., Вязниковой И.А. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Вязников С.А., Баскакова Е.И., Вязникова И.А. обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>; обязании зарегистрировать за Вязниковым С.А. <данные изъяты> долей, за Баскаковой Е.И. – <данные изъяты> долей, за Вязниковой И.А. – <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на данный земельный участок.
В обоснование требований указано, что истцам на праве собственности принадлежит жилое помещение – комната в квартире <адрес>, площадью 21,4 кв. м., доля в праве каждого административного истца составляет 1/3. Постановлением руководителя ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>» утвержден проект границ земельного участка площадью 1 843 кв. м., занимаемого многоквартирным жилым домом № по <адрес> ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление РИК от ДД.ММ.ГГГГ №» п. 2 постановления ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: утвердить схему расположения земельного участка площадью 452 кв. м, занимаемого многоквартирным домом № по <адрес> на кадастровом плане территории. В приложении № к постановлению ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ установлен расчет долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Согласно расчету по состоянию на 2009 год в многоквартирном доме имелось два собственника: Вязников С.А. и Муниципальное образование г. Казани. Согласно расчету Вязникову С.А., владеющему коматой площадью 21,4 кв. м, принадлежит право на <данные изъяты> долей в праве на общее имущество в многоквартирном доме, Муниципальному образованию г. Казани, владеющему жилыми помещения, площадью 1 844,6 кв. м – <данные изъяты>. В настоящее время комнатой площадью 21,4 кв. м владеют административные истца в равных долях. Соответственно, доля в праве на общее имущество <данные изъяты>, соответствующая площади комнаты 21,4 кв. м, принадлежит трем собственникам комнаты в равных долях – по <данные изъяты> на каждого. Земельный участок под домом поставлен на кадастровый учет в 2010 году. При обращении административных истцом с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на данный участок уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по РТ отказало на том основании, что внесение в Единый государственный реестр размера долей в праве общей собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию протоколе общего собрания собственников. Представленный протокол не содержит сведений об указанных собственниках. То есть доли определены без учета всех собственников. Кроме того, не представлен документ, подтверждающий наличие прав Муниципального образования г. Казани на помещение в указанном доме. Административный истцы считают отказ незаконным, так как положениями действующего законодательства не предусмотрено предоставление протокола общего собрания собственников дома, а также сведения об иных собственниках для государственной регистрации права на общее имущество многоквартирного дома. Считают, что административный ответчик неправомерно сослался на ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», так как земельный участок под домом был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2009 году, то есть после вступления в силу настоящего закона. Постановлением ИК МО г. Казани от 2009 года доля в праве на общее имущество, соответствующая площади комнаты 21,4 кв. м, установлена в размере <данные изъяты>. Следовательно, решение общего собрания требуется в случае распределения долей до вступления в силу закона – до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по указанному им адресу (л.д. 34-36).
Поскольку каких-либо ходатайств от административных истцов до начала судебного заседания не поступало, о причинах неявки в суд они не сообщили, то с учетом сокращенных сроков рассмотрения дел данной категории и в целях не затягивания судебного разбирательства, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 452 кв. м., по <данные изъяты> долей за каждым.
В качестве основания для регистрации были представлены следующие документы: постановление ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление руководителя ИК МО г. Казани» от ДД.ММ.ГГГГ №; постановление ИК МО г. Казани «О формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом № по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по РТ сообщило административным истцам о приостановлении государственной регистрации сроком до ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что представленный на регистрацию протокол общего собрания собственников помещений в доме по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит сведений о всех собственниках дома, из чего следует, что доли определены без учета всех собственников. Кроме того, не представлен документ, подтверждающий наличие прав Муниципального образования г. Казани на помещение в указанном доме.
Для получения дополнительной информации направлен запрос в Управление жилищной политики ИК МО г. Казани.
В соответствии с ответом Управления жилищной политики ИК МО г. Казани на запрос государственного регистратора о собственниках дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что постановлением главы Администрации г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания (ветхими)» указанный дом был признан непригодным для постоянного проживания и включен в Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции квартир ветхого жилья в г. Казани. Согласно пункту 3 постановления главы Администрации г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № ответственность за переселение граждан из ветхого фонда города была возложена на глав Администраций районов г. Казани. В связи с этим вышеназванный дом отселялся Администрацией Вахитовского района г. Казани. Благоустроенное жилье предоставлялось гражданам на основании постановлений главы Администрации Вахитовского района г. Казани. Указом Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № Программа в части переселения семей завершена, финансирование строительства жилья по ней в 2005 году прекращено. Информация о собственниках дома <адрес> в Управлении отсутствует.
Решением Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 452 кв. м., по <данные изъяты> долей за каждым, на том основании, что устранены причины, препятствующие в осуществлении государственной регистрации, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации, представлен информация об отсутствии документов, запрошенных органом регистрации по межведомственным запросам.
Мотивировано решение изложенными в решении о приостановлении государственной регистрации выводами, а также со ссылкой на поступивший из Управления жилищной политики ИК МО г. Казани ответ от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив в совокупности обстоятельства дела, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания опарываемого решения незаконным, по следующим основаниям.
В силу ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действующей на момент обращения административных истцов в регистрирующий орган) правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В представленном на регистрацию постановлении ИК МО г. Казани от № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта межевания территории многоквартирного жилого дома <адрес> и утверждении проекта границ земельного участка площадью 1 843 кв. м, занимаемого данным домом, в приложении к данному постановлению указан рекомендуемый расчет долей в праве собственности на общее имущество дома: по квартире №, принадлежащей Вязникову С.А. - <данные изъяты>, по помещению, принадлежащему Муниципальному образованию г. Казани – <данные изъяты>.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в доме по адресу: <адрес>, и приложением № к нему, на общем собрании присутствовал собственник квартиры № Вязников С.А., по результатам его проведения принято решение: использовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> в пределах границ, описанных в проекте территориального землеустройства; уполномочить ФИО6 для обращения с заилением в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, определить порядок уведомления собственников оп принятом решении.
Административные истцы обратились в регистрирующий орган с заявлением о государственный регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом.
Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности, относит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
В данном случае, на государственную регистрацию документ, подтверждающий достижение соглашения между сособственниками общего имущества в многоквартирном доме, в том числе Муниципального образования г. Казани, не представлен.
Кроме того, на основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Тогда как из ответа Управления жилищной политики ИК МО г. Казани следует, что дом <адрес> был признан непригодным для постоянного проживания и включен в Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции квартир ветхого жилья в г. Казани. Данный дом отселялся Администрацией Вахитовского района г. Казани. Благоустроенное жилье предоставлялось гражданам на основании постановлений главы Администрации Вахитовского района г. Казани. Программа в части переселения семей завершена.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что государственный регистратор обоснованно приостановил государственную регистрацию, а затем в связи с не устранением выявленных недостатков, отказал в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Вязникова С.А., Баскаковой Е.И., Вязниковой И.А. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения, обязании устранить нарушения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.