Дело № 2а-1928/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Абрарова С.М. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Абраров С.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома, площадью 177,7 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; обязании поставить на государственный кадастровый учет данный жилой дом.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено, так как не приложено разрешение на строительство. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, Абрарову С.М. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, в связи с истечением срока приостановления и не представлением разрешения на строительство. С данным отказом административный истец не согласен по следующим основаниям. За Абраровым С.М. на праве собственности зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 200 кв. м, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ на данном земельном участке административный истец построил двухэтажный жилой дом, общей площадью 177,7 кв. м, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. В целях дальнейшей регистрации права собственности на дом административный истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного дома, приложив технический план здания. Разрешение на строительство административный истец не получал, так как намеревался зарегистрировать право собственности на дом в упрощенном порядке, предусмотренном Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебное заседание административный истец не явился, его представитель заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.
Представитель заинтересованного лица – ФГБУ ФКП Росреестра по РТ, привлеченного к участию в деле судом, с административным иском не согласился.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке административным истцом возведен двухэтажный жилой дом, общей площадью 177,7 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <адрес>, приложив технический план от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером РГУП БТИ ФИО4
Как видно из заключения кадастрового инженера РГУП БТИ ФИО4, содержащего в техническом плане, разрешение на строительство здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не представлено.
Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено, так как представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ № 403, а именно: технический план составлен на основании декларации, однако разрешение на строительство не приложено. В связи с изложенным, ФГБУ ФКП Росреестра по РТ направлен запрос в ИК МО г. Казани о предоставлении разрешения на строительство.
Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета здания, расположенного по адресу: <адрес>, так как в ответ на межведомственный запрос о предоставлении разрешения на строительство из ИК МО г. Казани получен некорректный ответ, не устраняющий выявленных ранее замечаний.
В вышеуказанных решениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу рекомендовано представить в орган кадастрового учета заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости совместно с копией разрешения на строительство.
Как следует из уведомления Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, административному истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, так как срок приостановления истек и причины, послужившие основанием для приостановления, не устранены.
Согласно частям 1, 2, 3 и 5 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Согласно части 1 и части 8 статьи 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В связи со вступлением в силу Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 года полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
В силу ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством регистрирующим органом принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета только в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
Оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принято административным ответчиком в связи с не устранением Абраровым С.М. причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Предъявленные административным истцом требования фактически сводятся к несогласию с решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета здания по причине непредоставления разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, положениями действующего законодательства предусмотрен трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти с того момента, когда лицу стало известно о нарушении прав.
Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не оспорено. Срок его обжалования истек ДД.ММ.ГГГГ с учетом праздничных нерабочих дней.
При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Абрарова С.М. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании устранить нарушения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.