Дело № 2а-1926/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2017 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Миннуллиной Д.З. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Миннуллина Д.З. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РТ, Мемдельскому сельскому поселению Высокогорского муниципального района РТ о признании незаконными действий государственного регистратора ФИО7, выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 725 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Высокогорский отдел Управления Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. Миннуллина Д.З. обратилась в регистрирующий орган в связи с выдачей ей свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому после смерти матери она наследует жилой дом, расположенный в <адрес>, а также свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на данный жилой дом. По мнению административного истца, в соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации она имеет право на бесплатную приватизацию земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила уведомление Управления Росреестра по РТ о приостановлении государственной регистрации по причине возникновения у государственного регистратора сомнения в подлинности представленной выписки из похозяйственной книги. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.
Представитель Мемдельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, переведенного судом по ходатайству административного истца из числа административных ответчиков в заинтересованные лица, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, за административным истцом зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 29,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Право зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного временно исполняющей обязанности нотариуса ФИО4, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Миннуллина Д.З. унаследовала дом после смерти своей матери ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 725 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве основания для государственной регистрации ею приложена выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная главой Мемдельского сельского поселения ФИО6
Согласно указанной выписке подтверждается право ФИО11 на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № лицевой счет № Мемдельский сельский Совет за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ сделана запись.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по РТ уведомило административного истца о приостановлении государственной регистрации права на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении указано, что в связи с возникновением сомнений в подлинности представленных документов государственным регистратором направлен запрос в Мемдельское сельское поселение Высокогорского муниципального района РТ.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления.
Административный истец обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в регистрирующий орган), то есть в упрощенном порядке.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 6 ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Главы I - IV, статья 31 и глава VI Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утратили силу с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
В уведомлении об отказе в государственной регистрации административный ответчик ссылается на ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в действие со 2 января 2017 года, согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае административный истец представила в регистрирующий орган правоустанавливающий документ в виде выписки из похозяйственной книги на имя прежнего владельца земельного участка, однако государственная регистрация была приостановлена в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в подлинности правоустанавливающего документа и направлением запроса в орган местного самоуправления, выдавший данный документ.
Вместе с тем, доказательств направления такого запроса в Мемдельское сельское поселение суду административным ответчиком не представлено. Представитель Мемдельского сельского поселения в судебном заседании факт получения указанного запроса не подтвердил.
В материалах реестрового дела также отсутствует ответ Мемдельского сельского поселения на данный запрос.
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения о приостановлении) уведомление о приостановлении должно содержать рекомендации по устранению причин приостановления, однако таких рекомендаций государственным регистратором не дано.
Поскольку решение об отказе в государственной регистрации вынесено без получения ответа на запрос из Мемдельского сельского поселения, кроме того, государственный регистратор ФИО7 в уведомлении о приостановлении государственной регистрации не указала рекомендации административному истцу по устранению причин приостановления, то суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принято государственным регистратором необоснованно и подлежит признанию незаконным.
Поскольку административным ответчиком нарушена предусмотренная законом процедура государственной регистрации, то суд считает необходимым возложить на регистрирующий орган обязанность повторно рассмотреть заявление Миннуллиной Д.З. от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по РТ ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации права собственности на земельный участок.
Обязать Управление Росреестра по РТ повторно рассмотреть заявление Миннуллиной Д.З. от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.