Дело № 2а-1925/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2017 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бегишева О.А. к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ об оспаривании решений и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Бегишев О.А. обратился в суд с административным иском к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета помещения, и решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления; возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В обоснование требований указано, что административный истец является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В данной квартире была произведена перепланировка. Решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бегишева О.А. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии удовлетворены. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено. Мотивировано решение тем, что представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ № 583 от 29 ноября 2010 года, а именно: в соответствии с техническим планом осуществлена перепланировка помещения (образовался оконный и балконный проем с комнаты №), однако в составе приложения технического плана отсутствуют документы о реконструкции здания или его части. В связи с чем, административным ответчиков был направлен запрос в ИК МО г. Казани о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию (реконструкцию) объекта. Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в снятии приостановления, так как в соответствии с ответом ИК МО г. Казани на запрос, разрешение на ввод в эксплуатацию (реконструкцию) объекта не выдавалось. С указанными решениями административный истец не согласен, так как вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ узаконена произведенная перепланировка. Данная перепланировка не затрагивает несущие конструкции жилого дома и не нарушает целостность и прочность здания. В результате перепланировки в жилом помещении оконный и балконный проем с комнаты № не образовался, комната № в данном жилом помещении не существует. Данное обстоятельство подтверждается вышеуказанным решением суда, техническим планом.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с административным иском не согласился.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.
Представитель заинтересованного лица – РГУП БТИ, привлеченного к участию в деле судом, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как видно из материалов дела, квартира <адрес> площадью 64,5 кв. м поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кадастрового номера №.
Решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования Бегишева О.А. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии удовлетворены. Постановлено: сохранить в перепланированном состоянии жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исчисляя общую площадь в размере 64,9 кв. м (по СНиП 31-01-2003 – 72,3 кв. м), жилую площадь в размере 39,8 кв. м. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанным решением установлено, что согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры № в жилом доме <адрес>, изготовленному РГУП БТИ, предусмотрено устройство совмещенного санузла на площади туалета и ванной с переоборудованием, для этого: демонтируется ненесущая перегородка между туалетом и ванной, дверной проем туалета закрывается влагостойким гипсокартонном, производится гидроизоляция пола и стыков стен и пола современными гидроизоляционными материалами по новым технологиям, меняется расположение умывальника и вместо ванны устанавливается душевая кабина. Инженерные коммуникации изменениям не подвергались. Вытяжные отверстия вентканалов в санузле имеются. В результате перепланировки и перерасчета площадей общая площадь квартиры увеличилась на 0,4 кв. м и стала составлять 64,9 кв. м, а жилая площадь квартиры не изменилась – 39,8 кв. м. Данная перепланировка не затрагивает несущие конструкции жилого дома и не нарушает целостность и прочность здания.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №. К данному заявлению приложен технический план помещения от ДД.ММ.ГГГГ вместе с решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено, так как представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ № 583 от 29 ноября 2010 года. В соответствии с данным техническим планом осуществлена перепланировка помещения (образовался оконный и балконный проем с комнаты №), однако в составе приложения технического плана отсутствуют документы о реконструкции здания или его части. В связи с изложенным, ФГБУ ФКП Росреестра по РТ в ИК МО г. Казани был направлен запрос о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию (реконструкцию) объекта.
Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в снятии приостановления в связи с получением от ИК МО г. Казани ответа на запрос, согласно которому разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось. Выявленные противоречия не устранены.
Согласно частям 1, 2, 3 и 5 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений) Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений) постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 583 от 29 ноября 2010 года в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган кадастрового учета и вынесения оспариваемых решений), при необходимости включения в технический план дополнительных документов соответствующие документы включаются в качестве приложений к техническому плану.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Как видно из технического паспорта дома <адрес>, подготовленного бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в квартире № № этажа предусмотрены три лоджии, одна из которых является смежной с комнатой № площадью 10,4 кв. м. Лоджия из комнаты № предусмотрена на всех этажах этого дома. В техническом паспорте оконный и балконный проемы в данную лоджию не отражены (л.д. 60).
Вместе с тем, из представленного РГУП БТИ инвентарного дела на дом <адрес> и пояснений представителя данной организации следует, что в ДД.ММ.ГГГГ при подготовке материалов инвентаризации техники бюро технической инвентаризации выходили на лоджии из комнаты № площадью 10,4 кв. м, производили замеры, однако оконный и балконный проемы в данные лоджии на чертеже в техническом паспорте не отразили.
Более того, в техническом паспорте РГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на то, что вышеуказанная лоджия является самовольно захваченной.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что проемы в лоджию из комнаты № образовались еще до вселения административного истца в квартиру.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что органом кадастрового учета необоснованно сделан вывод о том, что административным истцом произведена реконструкция данной квартиры путем образования оконного и балконного проемов в лоджию из комнаты №.
Поскольку имеется вступившее в законную силу судебное постановление о сохранении квартиры <адрес> в перепланированном состоянии, которое в соответствии с положениями действующего законодательства является обязательным для исполнения, и данное постановление представлено административным истцом в орган кадастрового учета при подаче заявления о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в связи с произведенной перепланировкой путем совмещения санузла, то истребование ФГБУ ФКП Росреестра по РТ у административного истца разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с его реконструкцией противоречит требованиям закона.
Следовательно, оспариваемые решения подлежат признанию незаконными, с возложением на орган кадастрового учета обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать решение ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и решение ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления незаконными.
Обязать орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.