8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2а-1485/2017 ~ М-614/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-1485/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2017 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муратовой Ф.Г., Харисовой Г.Р. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Муратова Ф.Г., Харисова Г.Р. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на данную квартиру.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между административными истцами и ПАО «Татфондбанк» заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому ПАО «Татфондбанк» обязано передать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность Муратовой Ф.Г. и Харисовой Г.Р., а последние обязаны оплатить стоимость квартиры в размере <данные изъяты> рублей не позднее одного дня с момента заключения данного договора. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы во исполнение обязательств по договору купли-продажи оплатили указанную сумму, и обратились в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением запроса в МРИ ФНС России № 18 по РТ. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком отказано в государственной регистрации, так как в Управлении Росреестра по РТ имеется письмо ПАО «Татфондбанк» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым на основании Приказа Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № в ПАО «Татфондбанк» введена временная администрация, функции которой возложены на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». Согласно данному письму, на период деятельности временной администрации полномочия акционеров, связанные с участием в уставном капитале, а также полномочия органов управления ПАО «Татфондбанк» приостановлены. С данным отказом административные истцы не согласны, так как на момент заключения договора купли-продажи и обращения в регистрирующий орган стороны обладали необходимыми полномочиями, документы были оформлены надлежащим образом. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заказанная административными истцами, также подтверждает то, что на момент совершения сделки ПАО «Татфондбанк» являлся действующим банком, каких-либо ограничений, запретов на осуществление деятельности не имелось. Кроме того, в решении о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик не уточняет, какие именно дополнительные сведения запрошены в МРИ ФНС России № 18 по РТ. По мнению административных истцов, изначально регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию в связи с направлением запроса, а отказал в связи с введением временной администрации в ПАО «Татфондбанк». Совершенная между административными истцами и ПАО «Татфондбанк» сделка по купле-продаже квартиры соответствует требованиям законодательства, в установленном порядке не оспорена.

Административные истцы в судебное заседание не явились, их представители заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласился.

Административный ответчик – государственный регистратор Гатауллина Г.М., привлеченная к участию в деле судом, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена (л.д. 120).

Представитель заинтересованного лица – ПАО «Татфондбанк» разрешение административных исковых требований оставила на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Татфондбанк» (продавец) и Харисовой Г.Р., Муратовой Ф.Г. (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры №, в соответствии с которым продавец обязуется передать в общую долевую собственность Харисовой Г.Р. (<данные изъяты> долю) и Муратовой Ф.Г. (<данные изъяты> долю), а покупатели обязуются принять и оплатить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (п. 1.1).

Согласно п. 1.4 договора, квартира продается по цене <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2 договора, продавец квартиры проинформирован покупателем, что квартира, указанная в п. 1.1 и п. 1.2 настоящего договора, приобретается покупателем частично за счет кредитных средств, предоставляемых ООО «Камский коммерческий банк», согласно кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кредит, согласно кредитному договору, предоставляется заемщику в размере <данные изъяты> рублей для целевого использования, а именно приобретения в собственность квартиры, указанной в п. 1.1 и п. 1.2 настоящего договора, со сроком возврата кредита не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Камский коммерческий банк» и Харисовой Г.Р. заключен кредитный договор №, согласно которому кредитор предоставляет заемщику кредит в размере <данные изъяты> рублей сроком на <данные изъяты> месяцев, считая от даты фактического предоставления кредита на условиях, установленных настоящим договором.

В соответствии с п. 1.3 и п. 1.4 кредитного договора, кредит предоставляется для целевого использования, а именно: для приобретения квартиры, находящейся по адресу: РТ, <адрес>, общей площадью 53,60 кв. м, этаж 6, стоимостью <данные изъяты> рублей.

В настоящее время собственником квартиры является ПАО «Татфондбанк».

Обеспечением исполнения обязательств заемщика по настоящему договору является договор купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ, влекущий возникновение ипотеки в силу закона.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы и представитель ПАО «Татфондбанк» ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратились в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле), перехода права собственности на квартиру с кадастровым номером №, площадью 53,6 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.

В регистрирующий орган были представлены: договор купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ; кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ; справка ПАО «Татфондбанк» от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью получения дополнительных сведений. Государственным регистратором направлен запрос в МРИ ФНС России № 18 по РТ.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцам отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права собственности на квартиру.

Отказ мотивирован тем, что в Управлении Росреестра по РТ имеется письмо ПАО «Татфондбанк» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым на основании Приказа Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № в ПАО «Татфондбанк» с ДД.ММ.ГГГГ введена временная администрация, функции которой возложены на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». На период деятельности временной администрации полномочия акционеров, связанные с участием в уставном капитале, а также полномочия органов управления ПАО «Татфондбанк» приостановлены. Все доверенности на представление интересов ПАО «Татфондбанк» отменены ДД.ММ.ГГГГ. В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ПАО «Татфондбанк» также заявляет о невозможности государственной регистрации сделок, перехода права, ограничений (обременений) прав в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ПАО «Татфондбанк» на праве собственности, ином вещном праве, или находящегося в залоге, включая изменение и (или) прекращение обременений в виде ипотеки на объекты недвижимого имущества, залогодержателем которых является ПАО «Татфондбанк».

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в регистрирующий орган) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в регистрирующий орган) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в регистрирующий орган) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцов в регистрирующий орган) государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

В соответствии с Приказом Центрального Банка Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, в ПАО «Татфондбанк» с ДД.ММ.ГГГГ введена временная администрация, на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» возложены функции временной администрации по управлению банком ПАО «Татфондбанк» (г. Казань) (регистрационный номер Банка России – №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ) сроком на шесть месяцев. На период деятельности временной администрации по управлению банком ПАО «Татфондбанк» приостанавливаются полномочия органов управления банка ПАО «Татфондбанк», связанные с принятием решений по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами банка ПАО «Татфондбанк», права учредителей (участников) банка ПАО «Татфондбанк», связанные с участием его в уставном капитале, в том числе право на созыв общего собрания акционеров (участников) банка ПАО «Татфондбанк».

Кроме того, как следует из письма ПАО «Татфондбанк» № от ДД.ММ.ГГГГ, все доверенности на представление интересов банка отменены ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с осуществлением полномочий временной администрации, с целью защиты прав и интересов кредиторов и вкладчиков, Банк заявляет о невозможности государственной регистрации сделок, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, принадлежащее Банку на праве собственности, ином вещном праве, или находящееся у него в залоге, включая изменение и (или) прекращение обременений в виде ипотеки на объекты недвижимого имущества, залогодержателем которых является Банк.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 189.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим параграфом и нормативными актами Банка России.

В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть ограничены либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации со дня назначения временной администрации и до дня вынесения решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), или вступления в законную силу решения арбитражного суда о ее ликвидации, или прекращения деятельности временной администрации приостанавливается государственная регистрация сделок, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, принадлежащее кредитной организации на праве собственности, ином вещном праве или находящееся у нее в залоге.

В силу ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Поскольку полномочия исполнительных органов ПАО «Татфондбанк» приостановлены с ДД.ММ.ГГГГ с назначением с этого времени временной администрации, то руководствуясь статьей 189.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» государственный регистратор обоснованно отказал в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру на основании сделки купли-продажи, поскольку в таком случае в силу данной нормы закона государственная регистрация сделок, перехода права приостанавливается до вынесения соответствующего решения арбитражным судом или прекращения деятельности временной администрации.

Довод представителя административных истцов о том, что документы были представлены в регистрирующий орган ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения временной администрации и приостановления полномочий органов управления банка ПАО «Татфондбанк» в соответствии с Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отклонению, так как данный приказ был издан в период, когда государственным регистратором проводилась правовая экспертиза представленных на регистрацию документов, а также проверка на предмет наличия основания, препятствующих государственной регистрации.

    Таким образом, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Муратовой Ф.Г., Харисовой Г.Р. к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решения и обязании устранить нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

    

    Судья Приволжского

районного суда г. Казани          Миннегалиева Р.М.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн