8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда № 2а-1422/2017 ~ М-725/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-1422/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2017 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Айнутдинова А.А. к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ об оспаривании решения и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Айнутдинов А.А. обратился в суд с административным иском к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета; возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет часть жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, на основании документов представленных вместе с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что заочным решением Советского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № произведен раздел жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. В соответствии с данным решением Айнутдинову А.А. в собственность выделена часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, состоящая из литера <данные изъяты>, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, мансарды, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м, комнаты № площадью <данные изъяты> кв. м. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанной части жилого дома. Однако решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано на том основании, что заявление по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, и что часть жилого дома не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет. С данным отказом административный истец не согласен, так как часть жилого дома является объектом недвижимого имущества. Административный истец считает, что при разделе дома вновь образованные части дома не утрачивают признаков объекта недвижимости и подлежат кадастровому учету. Также, по мнению административного истца, осуществление кадастрового учета в отношении всех образуемых объектов одновременно применимо лишь в случаях, когда у данных объектов один собственник либо сохраняется общая долевая собственность.

В судебное заседание административный истец не явился, его представитель заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика – ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.

Заинтересованное лицо – Хуснуллина Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена. Судебная повестка вернулась в суд из почтового отделения в связи с истечением срока хранения (<данные изъяты>).

В силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что за Айнутдиновым А.А. зарегистрировано право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №.

Заочным решением Советского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования Айнутдинова А.А. к Хуснуллиной Л.Ф. о реальном разделе жилого дома и определении порядка пользования земельным участком удовлетворены. Постановлено: произвести раздел жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в соответствии с вариантом № приложения № заключения специалиста № РГУП БТИ МСА и ЖКХ РТ, выделив в собственность Айнутдинова А.А. часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, - помещения: литер <данные изъяты> комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, мансарда комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м; выделив в собственность Хуснуллиной Л.Ф. часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв. м, - помещения: литер <данные изъяты> комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, мансарда комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м, комната № площадью <данные изъяты> кв. м. Настоящее решение является основанием для прекращения права долевой собственности Айнутдинова А.А. и Хуснуллиной Л.Ф. на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Определить порядок пользования земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, выделив Айнутдинову А.А. в пользование часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м в соответствии с вариантом № приложения № участка № заключения специалиста № РГУП БТИ МСА и ЖКХ РТ. Определить порядок пользования земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, выделив Хуснуллиной Л.Ф. в пользование часть земельного участка площадью 288 кв. м в соответствии с вариантом № приложения № участка № заключения специалиста № РГУП БТИ МСА и ЖКХ РТ.

Данное заочное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением № о постановке на государственный кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с приложением технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, составленным кадастровым инженером РГУП БТИ ФИО4

В соответствии с заключением кадастрового инженера, содержащимся в техническом плане, здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №. «Жилой дом» по техническому плану фактически является «частью жилого дома». Другая сторона не обратилась за техническим планом к кадастровому инженеру.

Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Отказ мотивирован тем, что имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление (часть жилого дома), не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с законом. Кроме того, представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 403 от 1 сентября 2010 года. Согласно Требованиям, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляют одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно. По сведениям государственного кадастра недвижимости существует здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктами 15, 16, 17 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», подпунктом 8 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, определено, что назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "жилое, нежилое, многоквартирный дом", назначение помещения «жилое помещение, нежилое помещение», если объектом недвижимости является помещение, вид жилого помещения «комната, квартира», если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Заочным решением Советского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что фактически жилой дом <адрес> между сособственниками Айнутдиновым А.А. и Хуснуллиной Л.Ф. разделен на две части.

Таким образом, две части вышеуказанного жилого дома фактически являются самостоятельными изолированными объектами недвижимости, которые предназначены для проживания одной семьи, и основания для постановки на кадастровый учет части жилого дома по заявлению административного истца у органа кадастрового учета имелись.

В оспариваемом решении административный ответчик ссылается на п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», которая предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, однако осуществление кадастрового учета не было приостановлено, органом кадастрового учета принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

На основании части 8 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в орган учета и вынесения оспариваемого решения) решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.

Однако в обжалуемом решении не отражено, в чем именно заключается не соответствие технического плана утвержденным приказом Минэкономразвития России № 403 от 1 сентября 2010 года требованиям, и какие именно недостатки должен устранить административный истец в части требований к техническому плану.

Следовательно, решение ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета вынесено необоснованно и подлежит признанию незаконным, с возложением обязанности на орган кадастрового учета повторно рассмотреть вопрос о постановке части жилого дома по <адрес> на кадастровый учет по заявлению Айнутдинова А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела у суда не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности поставить на кадастровый учет часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать решение ФГБУ ФКП Росреестра по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, обязав орган кадастрового учета повторно рассмотреть вопрос о постановке части жилого дома по <адрес> на кадастровый учет по заявлению Айнутдинова А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов.

В удовлетворении требований Айнутдинова А.А. к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ о возложении обязанности поставить на кадастровый учет часть жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

    

    Судья Приволжского

районного суда г. Казани           Миннегалиева Р.М.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн