Дело № 2-2146/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2017 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.
при секретаре Киртьяновой А.С.
с участием представителя КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» Кручина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» к Пак Еликсею Васильевичу о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» (далее – КГКУ «Хабаровскуправтодор») обратилось в суд с иском о взыскании ущерба дорогам общего пользования с Пак Еликсея Васильевича в обоснование указав, что 01.12.2016 на передвижном пункте весового контроля на км 35 автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Хабаровского края «г. Хабаровск - с. Лидога -рп. Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре» при проведении инструментального контроля весовых параметров транспортного средства Mitsubishi Fuso, г/н №, принадлежащего Пак Е.В. на праве собственности, выявлено нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, а именно управление указанным автомобилем с превышением нагрузки при отсутствии специального разрешения.
По данному факту 01 декабря 2016 г. составлен Акт № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Истцом на основании действующих нормативных актов рассчитана стоимость ущерба, причиненного ответчиком дорогам общего пользования, размер которой составил 237 833 руб. 22 коп., в связи с чем просит суд взыскать в Пак Е.В. сумму ущерба в указанном размере.
В судебном заседании представитель КГКУ «Хабаровскуправтодор» Кручина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Пак Е.В., его представитель Табатчкиков С.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании представитель ответчика Табатчиков С.В. изложил подробные возражения относительно доводов искового заявления, представил суду их в письменном виде. Возражения сводятся к допущенным должностным лицом КГКУ «Хабаровскуправтодор» многочисленным нарушениям при составлении акта о превышении нагрузки, использование им несертифицированных измерительных приборов, недоказанность проезда Пак В.Е. по всему маршруту движения. Так на 49 км. автодороги «Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре» у автомобиля под управлением Пак В.Е. вышло из строя рулевое устройство, в связи с чем груз был перегружен на другой автомобиль, автомобиль Пака В.Е. был отбуксирован в г. Хабаровск для ремонта. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, оценив в рамках ст. 67 ГПК РФ в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (пункт 1 ст. 1079 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с подп. 3 пункта 1 ст. 30 данного Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.3.1.10, 2.3.1.11, 2.3.1.12 Устава КГКУ «Хабаровскуправтодор», утвержденного и.о. заместителя Председателя Правительства Хабаровского края 17.05.2016, к функциям Учреждения относятся участие в предоставлении государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление движения по автомобильным дорогам крупногабаритных транспортных средств, тяжеловесных транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортных средств и (или) допустимые нагрузки на ось; взыскание в установленном законом порядке вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Хабаровском крае.
В силу частей 1, 3 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок выдачи специальных разрешений на перевозку по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлен Приказом Минтранса РФ от 24.07.2012 г. N 258.
Согласно пунктам 11 и 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов без специального разрешения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: а) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам возмещения вреда установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Как следует из пункта 7 ст. 12 Закона об автомобильных дорогах, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.03.2010 г. N 75-пр установлены показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения. Такие показатели определены в приложении N 2 к названному Постановлению.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно этим показателям размер вреда автомобильным дорогам Хабаровского края регионального и межмуниципального значения также определяется в зависимости от превышения значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства являются самостоятельными основаниями для возмещения вреда автодорогам.
По смыслу положений ст. 1079 ГК РФ, а также ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов возложено на перевозчика (ответчика).
В судебном заседании установлено, что 01.12.2016 на передвижном пункте весового контроля на км 35 автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Хабаровского края «г. Хабаровск - с. Лидога -рп. Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре» при проведении инструментального контроля весовых параметров транспортного средства «Mitsubishi Fuso», г/н №, принадлежащего Пак Е.В. на праве собственности установлено, что при допустимом нормативе массы 25 т., масса автомобиля под управлением Пак Е.В. составила 31,05 т., то есть с превышением на 24,2%. Специальное разрешение на перевоз сверхнормативного груза у Пака Е.В. отсутствует.
Автомобиль двигался по маршруту Хабаровск-Ванино.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте № 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Акт подписан Пак Е.В., в объяснении им указано, что он не знал вес груза.
Доводы ответчика о том, что весовой контроль транспортного средства проведен с нарушениями, суд находит несостоятельными, поскольку взвешивание транспортного средства происходило непосредственно с участием водителя и собственника транспортного средства Пак Е.В.
В случае несогласия водителя с результатами взвешивания, у него имелась возможность независимой оценки массы груза в соответствии с требованиями закона, так как груз и автотранспортное средство у него не изымались, однако таких доказательств суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не было представлено.
Названный выше акт № 13 от 01.12.2016 отражает все данные, установленные п. 2.1.1.2.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 г. N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», и соответствует предъявляемым к такого роду документам требованиям.
Акт № 13 от 01.12.2016 является надлежащим доказательством по настоящему делу, рассматривается судом в качестве содержащего достоверные сведения о факте допущенного со стороны ответчика нарушении, выразившемся в перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Хабаровского края регионального и межмуниципального значения без специального разрешения в условиях действия временных ограничений, вследствие чего данным автодорогам, то есть государственному имуществу Хабаровского края был причинен вред.
В соответствии с расчетом платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по Акту № 13 от 01.12.2016 суммарный размер платы в счет возмещения ущерба составил 237 833 руб. 22 коп.
Оценивая доводы представителя Пак Е.В. о недостоверности используемых средств измерений суд находит их несостоятельными и опровергнутыми представленными в судебное заседание свидетельствами о поверке №, действительного до 28.07.2017 в отношении рулетки измерительной и №, действительного до 21.11.2017 в отношении устройства весоизмерительного «АВТОПОСТ-М20/2».
Не указание в Акте протяженности маршрута в километрах суд не рассматривает как обстоятельство, влекущее его недостоверность, поскольку Пак Е.В. не отрицал свое движение по указанному маршруту и приведенное расстояние в 526 км. рассчитано уполномоченным органом, осуществляющим функции собственника автомобильных дорог регионального значения, соответствует общеизвестным данным.
Грубых нарушений правил оформления Акта№ 13 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось должностным лицом не допущено, изложенная в нем информация позволяет сделать вывод об обоснованности расчета ущерба.
Довод о поломке рулевого управления автомобиля «Mitsubishi Fuso», г/н №, на 49 км., в связи с чем ответчиком было прекращено дальнейшее движение, суд оценивает критически, представленный заказ-наряд № 6564 от 02.12.2016 на выполнение работ по замене крестовины рулевой колонки на автомобиле «Mitsubishi Fuso», г/н В682СР 27, с достоверностью не свидетельствует о прекращении движения ответчика.
На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании нашел подтверждение факт управления ответчиком транспортным средством по дорогам общего пользования Хабаровского края без специального разрешения в условиях действия временных ограничений.
Иное суду не доказано, ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика ущерба в размере 237 833 руб. 22 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск», от уплаты которой истец освобожден в ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ответчика в размере установленном ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации в сумме 5578 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
Исковые требования КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» к Пак Еликсею Васильевичу о взыскании ущерба удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Пак Еликсея Васильевича в пользу КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» денежные средства в счет причинения ущерба автомобильным дорогам в сумме 237 833 руб. 22 коп.
Взыскать с Пак Еликсея Васильевича в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 5578 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Руденко
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2017 года
Судья А.В. Руденко