8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о возмещении ущерба № 2-4207/2017 ~ М-2916/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело [Номер]

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2017 года

[Адрес] суд [Адрес] в составе председательствующего судьи Гараниной Е.М., при секретаре судебного заседания Кузиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента лесного хозяйства [Адрес] к ООО «[ С ]» о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указал, что ООО «[ С ]» осуществляет эксплуатацию полигона ТБО по договору аренды [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]г., заключенного между ООО «[ С ]» и администрацией [Адрес] в квартале 2 Велетьминского участкового лесничества [Адрес] лесничества [Адрес]. В соответствии с пунктом 3.2.3 данного договора арендатор обязан соблюдать действующие правила эксплуатации, нормы и правила пожарной безопасности. Пунктом 3.2.7 договора предусмотрено проведение систематического (не реже 1 раза в 7 календарных дней) осмотра территории СЗЗ и подъездной дороги, в случае загрязнения своевременно производить тщательную уборку территории, с доставкой мусора на полигон. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. В соответствии с пунктом 9 правил пожарной безопасности: запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. [ДД.ММ.ГГГГ]. в ходе осмотра полигона ТБО и прилегающей территории установлено: территория лесного фонда прилегающая к полигону ТБО в [Адрес] подъездная дорога к полигону ТБО захламлена бытовыми отходами и мусором. Захламлён, засорён участок дороги длиной- 150м, шириной- 10м, высотой- 1м, площадью 1500куб.м., объёмом-1500 куб.м.. Также была обнаружена незаконная разработка (самовольная выкопка и перемещение) земляного грунта в [Адрес], длиной-20м, шириной-2,5м, глубиной-1,5м, площадью-50 кв.м.(0,005га.) и объёмом-75 куб. м.. Извлечённый грунт находится рядом с котлованом, котлован завален бытовыми отходами. Измерения объема засорения, загрязнения бытовым мусором лесной территории и объёма самовольной выкопки и перемещения грунта производились мерной лентой. Засорение территории лесного фонда образовалось в результате поломки бульдозера, ООО «[ С ]» не производило уплотнение ТБО и ежесуточную изоляцию уплотнительного слоя, что привело к невозможности проезда мусоровозов на территорию полигона. Выгрузку бытовых отходов мусоровозами ООО «[ С ]» осуществляли на подъездную дорогу проходящей по территории лесного фонда. Самовольную выкопку и перемещение грунта ООО «[ С ]» произвел для того чтобы расчистить подъездную дорогу (закопать мусор под землю). Данные факты подтверждаются: справкой патрулирования от 02.05.2017г. с приложенным фотоматериалом, актом проверки лесного законодательства от [ДД.ММ.ГГГГ]. с приложенными фотоматериалами, а также данными рабочей группы администрации [Адрес] [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].). Размер ущерба причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства рассчитан: захламление территории лесного фонда в [Адрес] составляет 2775 000 рублей, самовольное снятие и порчи почв в [Адрес] участкового лесничества составляет 47 022 рубля. Общий размер ущерба причинённого ООО «[ С ]» составляет: 2822022 рублей. ООО «[ С ]» было выдано претензионное письмо о добровольном возмещении ущерба до 25.05.2017г. Ущерб по настоящее время в добровольном порядке не возмещен. Просят: взыскать в пользу департамента лесного хозяйства [Адрес] с ООО «[ С ]» ущерб причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства - захламления территории лесного фонда в квартале 2 выделах 9, 11. 14 Велетьминского участкового лесничества, в размере 2 775 000 рублей, ущерб причинённый лесам в следствии нарушения лесного законодательства - самовольного снятия и порчи почв в [Адрес] в размере 47 022 рубля.

Истец – департамент лесного хозяйства [Адрес] в судебное заседание не явился, о явке извещался надлежащим образом.

Ответчик – ООО «[ С ]» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебные повестки, направленные по месту нахождения заказным письмом с уведомлением, были возвращены в суд организацией почтовой связи по причине истечения срока хранения [ ... ] Неполучение ответчиком корреспонденции суд расценивает, как надлежащее его извещение о времени и месте слушания дела.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, неявку лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

При изложенных обстоятельствах, с учетом ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона от [ДД.ММ.ГГГГ] N 7-ФЗ (ред. от [ДД.ММ.ГГГГ]) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с [ДД.ММ.ГГГГ]), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона от [ДД.ММ.ГГГГ] N 7-ФЗ (ред. от [ДД.ММ.ГГГГ]) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с [ДД.ММ.ГГГГ]), вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В судебном заседании установлено, что [ДД.ММ.ГГГГ]. между ООО «[ С ]» и администрацией [Адрес] заключен договор аренды № [Номер] имущества, являющегося муниципальной собственностью [Адрес], согласно которому ООО «[ С ]» передан в эксплуатацию полигон ТБО, назначение: нежилое, общей площадью 30400,00 кв.м., по адресу: [Адрес], в 3,5 км. западнее [Адрес], расположенный на земельном участке с кадастровым номером: [Номер], с целью осуществления деятельности по сортировке и захоронению твердых бытовых отходов, образованных на территории [Адрес] [ ... ] Передача вышеуказанного полигона ТБО подтверждается актом приема-передачи [ ... ]

В соответствии с пунктом 3.2.3 данного договора арендатор обязан соблюдать действующие правила эксплуатации, гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО, нормы и правила пожарной безопасности, поддерживать имущество в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечивать сохранность имущества. Самостоятельно и за свой счет производить согласования с органами государственной противопожарной безопасности.

Пунктом 3.2.4. данного договора предусмотрено обеспечивать санитарное содержание территории имущества, не допускать действия, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки в арендуемой территории, а также загрязнению территории.

Пунктом 3.2.7 договора предусмотрено проведение систематического (не реже 1 раза в 7 календарных дней) осмотра территории СЗЗ и подъездной дороги, в случае загрязнения своевременно производить тщательную уборку территории, с доставкой мусора на полигон.

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 417, установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности: запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Из справки о проведении патрулирования от [ДД.ММ.ГГГГ]. следует, что в ходе патрулирования главным и ведущим специалистом [Адрес] выявлена свалка бытовых отходов на подъездной дороги к полигону ТБО. Захламлён, засорён участок дороги длина – 150м, ширина- 10м, высота- 1м, площадью 1500кв.м. и объёмом-1500 куб.м.. Выявлены нарушения: п. 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», п. 5 «Правил санитарной безопасности в лесах» ст. 51 ч. 1 и ст. 53.1.ч. 2 «Лесного кодекса РФ». Ответственным за эксплуатацию полигона является ООО «[ С ]», который заключил с администрацией [Адрес] договор № [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. об аренде полигона ТБО, общей площадью 30400,00 кв.м., по адресу: [Адрес], расположенного на земельном участке с кадастровым номером: [Номер]. В ходе патрулирования установлено, что ООО «[ С ]» не производит уплотнение ТБО, что привело невозможности проезда мусоровозов на территорию полигона и выгрузку мусора на подъездную дорогу прилегающей территории лесного фонда; не осуществляется ежесуточная изоляция уплотнительного слоя ТБО. (СП 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» п. 5.1.), что привело к захламлению прилегающей территории лесного фонда бытовым мусором с территории полигона ТБО; по периметру всей территории полигона ТБО не оборудовано легкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной не более 2м, либо вал высотой не более 2м. (СП 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» п. 4.4.); отсутствуют переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов (СП 2.[ДД.ММ.ГГГГ]-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» п. 5.3.). Легкие фракции мусора разносились ветром за пределы полигона, на территорию лесного фонда. Кроме того, отсутствуют противопожарные полосы по периметру полигона, что может привести при возгорании на полигоне ТБО к лесному пожару при прилегающей территории лесного фонда. Также обнаружено незаконная разработка земляного грунта размером длина-20м, ширина-2,5м, глубина-1,5м, площадь-50 кв.м. (0,005га.) и объёмом-75куб.м. Извлечённый грунт находится рядом с котлованом, котлован завален бытовыми отходами [ ... ]

Согласно акту проверки лесного законодательства от [ДД.ММ.ГГГГ]. в ходе осмотра полигона ТБО и прилегающей территории установлено: территория лесного фонда, прилегающая к полигону ТБО в [Адрес] подъездная дорога к полигону ТБО захламлена бытовыми отходами и мусором. Захламлён, засорён участок протяжностью - 150м, шириной- 10м, высотой- 1м, объёмом-1500 куб.м. Измерения производилось мерной лентой. Выявлены нарушения: п. 9 «Правил пожарной безопасности в лесах», Постановление Правительства РФ [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]; п. 5 «Правил санитарной безопасности в лесах» Постановление Правительства РФ [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]; ст. 51 ч. 1 и ст. 53.1.ч. 2 «Лесного кодекса РФ». По правой обочине подъездной дороги на полигон произведена выемка грунта, длина-20м, ширина-2,5м, глубина-1,5м, площадь-50 кв.м. (0,005га.) и объёмом-75куб.м. Извлечённый грунт находится рядом с котлованом, котлован завален бытовыми отходами [ ... ]

Факт нарушений ответчиком лесного законодательства, подтверждается также копиями фотографий [ ... ]

Согласно постановлению руководителя [Адрес] лесничества старшего государственного лесного инспектора [Адрес] – [ФИО] от [ДД.ММ.ГГГГ] о наложении штрафа по делу об административном правонарушении [Номер], ООО «[ С ]» был признан виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 3 КоАП РФ и было назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей [ ... ]

Согласно постановлению руководителя [Адрес] лесничества старшего государственного лесного инспектора [Адрес] – [ФИО] от [ДД.ММ.ГГГГ] о наложении штрафа по делу об административном правонарушении [Номер], ООО «[ С ]» был признан виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ и было назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей [ ... ]

Как следует из текста постановлений, объяснений ООО [ С ]» представлены не были, постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.

В связи с допущенными нарушениями лесного законодательства, в адрес ООО «[ С ]» направлялась претензия о добровольном возмещении причиненного им ущерба, которая им оставлена без удовлетворения [ ... ]

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Частью 2 статьи 100 Лесного кодекса РФ установлено, что таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы и методика расчет ущерба, причиненного нарушение лесного законодательства.

Согласно Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273, размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

При этом размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов (пункт 9).

В соответствии с Пунктом 5 Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрено, что в результате самовольного снятия, уничтожения или порчи почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначении, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог, ущерб рассчитывается как 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог)

На основании приведенных положений Методики и Приложения N 4, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273, размер ущерба, причиненного лесам незаконными действиями ответчика, выразившимися в результате самовольного снятия и порчи почв по Велетьминскому участковому лесничеству [Адрес] лесничества в кварталах [Номер] выделах 11 площадью 50 кв.м. (0,005 га), составляет 47022 рублей.

Расчет ущерба: 50*235,11*4 = 47022 рублей, где:

- 50 кв. м - суммарная площадь нарушения плодородного слоя почвы;

- 235,11 руб. - наибольшая ставка платы за единицу объема древесины, преобладающей основной лесообразующей породы в [Адрес] (сосна) (утв. Постановлением Правительства РФ [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]);

- 4 - коэффициент за самовольное снятие, уничтожение или порчу почв (Постановление Правительства РФ N 273, пункт 5 приложения 4) [ ... ]

Согласно приложению [Номер] к Приказу департамента лесного хозяйства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N 263 "Об утверждении размера затрат, связанных с очисткой территории земель лесного фонда [Адрес] промышленными отходами, бытовым и строительным мусором и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования", размер затрат за 1 куб.м., связанных с очисткой территории земель лесного фонда от загрязнения или захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования по [Адрес] составляет 370 рублей [ ... ]

Согласно пункту 7 Таксы и Приложения N 4, утвержденных Постановлением Правительства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 273, размер вреда, причиненного лесам причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба причинённого лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям, деревьям, кустарникам и лианам включает 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

На основании приведенных положений Таксы и Приложения N 4, утвержденных Постановлением Правительства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 273, размер ущерба, причиненного лесам незаконными действиями ответчика, выразившимися в результате несанкционированной свалки по Велетьминскому участковому лесничеству [Адрес] лесничества в кварталах [Номер] выделах 9,11, 14 площадью 1500 куб.м. (0,1 га), составляет 2 775 000 рублей.

Расчет ущерба: 1500 куб.м.*370 руб.*5 = 2 775 000 рублей, где:

- 1500 куб. м - суммарная площадь нарушения свалки бытовых и производственных отходов;

- 370 руб. - размер затрат за 1 куб.м., связанных с очисткой территории земель лесного фонда от загрязнения или захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования по [Адрес] (утв. Приказом департамента лесного хозяйства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] );

- 5 - размер затрат, связанных с очисткой территории и привидением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования [ ... ]

Поскольку иного расчета ущерба не представлено, суд находит заявленные требования департамента лесного хозяйства [Адрес] законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 22 310,11 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

Исковые требования департамента лесного хозяйства [Адрес] к ООО «[ С ]» о возмещении ущерба, - удовлетворить.

Взыскать с ООО «[ С ]» в пользу департамента лесного хозяйства [Адрес] денежные средства в счет возмещения ущерба, выразившегося в захламления территории [Адрес], в размере 2 775 000 рублей, денежные средства в счет возмещения ущерба, выразившегося в самовольном снятия и порчи почв в [Адрес] в размере 47 022 рублей, а всего 2 822 022 рублей.

Взыскать с ООО «[ С ]» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 22 310,11 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Е.М. Гаранина

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн