...
Дело № 2а-2858/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующий Рукавишников Е.А.,
при секретаре Викторовой В.В.,
помощника прокурора Кастамаровой Н.С.,
с участием административного ответчика Вершинина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение № 1" УФСИН России по Томской области об установлении административного надзора в отношении Вершинина В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Лечебно-исправительное учреждение № 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора сроком на восемь лет в отношении освобождающегося от отбывания наказания осужденного Вершинина В.А. В качестве административных ограничений просило запретить ему посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 часов, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если отсутствие не связано с официальной трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту жительства, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если выезд не связан с официальной трудовой деятельностью, и обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что Вершинин В.А. был осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем после освобождения из мест лишения свободы за ним должен быть установлен административный надзор с возложением указанных административных ограничений.
Представитель административного истца ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, уведомленный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик – осужденный Вершинин В.А. в судебном заседании возражал против установления административного надзора. Полагал, что, по своей сути, административный надзор является уголовным наказанием. Установление административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 часов, находил излишним. Кроме того, не согласен с рядом взысканий, наложенных на него в период отбывания наказания, полагал, что представленная истцом характеристика не соответствует действительности.
Участвующий в деле прокурор полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом, административное ограничение в виде запрета выезда за пределы муниципального образования полагал необходимым дополнить указанием на территорию город Кедровый.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (ст. 2 Закона).
В частности, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом (ч.2.1 ст. 3 Закона).
Из материалов дела следует, что Вершинин В.А., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом (...); в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком 2 года 8 месяцев за совершение им преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (приговор Октябрьского районного суда г.Томска от 16.06.2015, апелляционное постановление Томского областного суда от 03.08.2015, приговор Ленинского районного суда г.Томска от 14.10.2015)
Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, в силу требований ст. 15 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
Как следует из приговора Ленинского районного суда г.Томска от 14.10.2015 в действиях Вершинина В.А. установлен опасный рецидив преступлений.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Вершинин В.А. был осужден и отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Довод административного ответчика о том, что установление в отношении него административного надзора, по своей сути, является уголовным наказанием, подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании законодательства, так как административный надзор не является уголовным наказанием, как ошибочно полагает ответчик, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.
Довод административного ответчика о том, что представленная в материалы дела характеристика не соответствует действительности, подлежит отклонению, поскольку содержание характеристики не влияет на основания установления административного надзора. Кроме того, доказательств, опровергающих сведения, отраженные в характеристике от 31.10.2017, не представлено.
Несогласие Вершинина В.А. с рядом взысканий, наложенных на него в период отбывания наказания, правового значения не имеет, поскольку в установленном порядке указанные меры взыскания не отменены, действия по их наложению незаконными не признаны.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания
Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания, в связи с чем административный надзор в отношении Вершинина В.А. подлежит установлению сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом в силу положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора в отношении Вершинина В.А. подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решая вопрос об установлении Вершинину В.А. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, каковыми являются: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2)запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5)обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3)запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В рамках настоящего административного дела заявлено об установлении ВершининуВ.А. всех вышеперечисленных ограничений, кроме запрета пребывания в определенных местах.
Из копии приговора, по которому в настоящее время Вершинин В.А. отбывает наказание, усматривается, что осужденный судим за совершение преступлений против собственности, в связи с чем суд полагает, что посещение Вершининым В.А. мест проведения массовых мероприятий, где будет находиться значительное число людей, может способствовать совершению им новых преступлений, а потому предложение административного истца в части установления запрета Вершинину В.А. посещать места массовых мероприятий и участвовать в их проведении суд находит обоснованным.
Суд также находит обоснованным и требование административного истца о возложении на Вершинина В.А. обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, поскольку установление данного ограничения является обязательным в силу закона.
С учетом личности административного ответчика (согласно характеристике от 31.10.2017 и справке о поощрениях и взыскания характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, за период отбывания наказания допустил 16 нарушений установленного порядка отбывания наказания, постановлением начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 02.11.2016 Вершинин В.А признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания) суд находит обоснованным возложение на него обязанности в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации четыре раза в месяц, как о том просит административный истец.
Учитывая категорию, совершенных Вершининым В.А. преступлений, суд считает целесообразным в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений установить ему запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в определенное время суток, при этом предложенный административным истцом промежуток времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут суд находит обоснованным.
В связи с необходимостью строгого контроля за поведением Вершинина В.А. после освобождения, суд признает обоснованным требование административного истца об установлении ответчику административного ограничения в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории.
При этом, как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Определяя муниципальное образование, границы которого поднадзорному лицу покидать не разрешается, суд учитывает следующее.
Как пояснил в судебном заседании административный ответчик, после освобождения из мест лишения свободы он планирует проживать по адресу: ..., по месту жительства его родителей. Данный адрес также указан в качестве его места жительства до осуждения в приговоре Октябрьского районного суда г.Томска от 16.06.2015.
Закон Томской области от 14.10.2004 № 219-ОЗ (ред. от 22.09.2017) "О наделении статусом городского округа и установлении границ муниципального образования "Город Кедровый" муниципальное образование "Город Кедровый" в составе: город Кедровый, село Пудино, поселок Останино, поселок Калининск, поселок Рогалево, поселок Таванга, поселок Лушниково в границах, установленных Законом Томской области от 18.09.2001 № 105-ОЗ "Об утверждении границ муниципального образования "Город Кедровый", наделено статусом городского округа.
С учетом изложенного, в качестве муниципального образования, за пределы которого Вершинину В.А. выезжать не разрешается, суд полагает необходимым определить г.Кедровый.
Из п. 6 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следует, что орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Учитывая приведенную норму закона, а также в целях обеспечения поднадзорному лицу права на труд суд полагает необходимым при установлении административных ограничений в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения в ночное время суток, а именно с 22.00 часов до 06.00 часов, а также запрета выездов за пределы территории муниципального образования «Город Кедровый» дополнить исключением - без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
административный иск удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении освобождающегося из Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение № 1" УФСИН России по Томской области Вершинина В.А., ..., сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить на срок административного надзора следующие административные ограничения:
- запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях;
- запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
- запретить выезд за пределы территории муниципального образования «Город Кедровый», без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
- обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Вершинина В.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья (подпись)
...
...
...
...
...
...
...