...
Дело № 2а-2330/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующий Рукавишников Е.А.,
при секретаре Викторовой В.В.,
помощника прокурора Кастамаровой Н.С.,
с участием административного ответчика Шишлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение № 1" УФСИН России по Томской области об установлении административного надзора в отношении Шишлова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Лечебно-исправительное учреждение № 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора сроком на восемь лет в отношении освобождающегося от отбывания наказания осужденного Шишлова А.В. В качестве административных ограничений просило запретить ему посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 часов; запретить выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования и обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что Шишлов А.В. был осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, в связи с чем после освобождения из мест лишения свободы за ним должен быть установлен административный надзор с возложением указанных административных ограничений.
Представитель административного истца ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, уведомленный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик – осужденный Шишлов А.В. в судебном заседании возражал против установления административного надзора, полагал, что административный надзор, по сути, является уголовным наказанием..
Участвующий в деле прокурор полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (ст. 2 Закона).
В частности, в соответствии с требованиями п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, административный надзор устанавливается при наличий оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из материалов дела следует, что Шишлов А.В., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом (...); в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком 7 лет 1 месяц за совершение им преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111, ч. 1 ст. 112 УК РФ (приговор Советского районного суда г.Томска от 30.05.2011, кассационное определение Томского областного суда от 25.07.2011, постановление судьи Советского районного суда г.Томска от 26.08.2011, постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 08.12.2016, приговор мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Томска от 10.02.2011, постановление судьи Ленинского районного суда г.Томска от 18.04.2011, постановление судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 07.06.2012).
Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, в силу требований ст. 15 УК РФ, относится к категории особо тяжких преступлений.
Как следует из приговора Советского районного суда г.Томска от 30.05.2011 в действиях Шишлова А.В. установлен опасный рецидив преступлений.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Шишлов А.В. был осужден и отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;
Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания. Однако, в редакции, действовавшей на момент совершения Шишловым А.В. преступления, судимость погашалась по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая содержание ч. 1 ст. 10 УК РФ, предусматривающей, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд приходит к выводу о необходимости установления административного надзора в отношении Шишлова А.В. сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом в силу положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора в отношении Шишлова А.В. подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Довод административного ответчика о том, что административный надзор, по сути, является уголовным наказанием, подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании законодательства, так как административный надзор не является уголовным наказанием, как ошибочно полагает Шишлов А.В., а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
Решая вопрос об установлении Шишлову А.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, каковыми являются: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В рамках настоящего административного дела заявлено об установлении Шишлову А.В. всех вышеперечисленных ограничений, кроме запрета пребывания в определенных местах.
Из копии приговора, по которому в настоящее время Шишлов А.В. отбывает наказание, усматривается, что осужденный судим за совершение преступления против личности, в связи с чем суд полагает, что посещение Шишловым А.В. мест проведения массовых мероприятий, где будет находиться значительное число людей, может способствовать совершению им новых преступлений, а потому предложение административного истца в части установления запрета Шишлову А.В. посещать места массовых мероприятий и участвовать в их проведении суд находит обоснованным.
Суд также находит обоснованным и требование административного истца о возложении на Шишлова А.В. обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку установление данного ограничения является обязательным в силу закона.
Представитель административного истца просил установить периодичность явки поднадзорного лица в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в количестве четырех раз в месяц. Вместе с тем, с учетом личности Шишлова А.В. (согласно характеристике характеризуется удовлетворительно, из справки о поощрениях и взысканиях от 21.08.2017 следует, что за период отбывания наказания допустил 8 нарушений установленного порядка отбывания наказания, все взыскания сняты и погашены, имеет 4 поощрения) суд находит возможным и достаточным возложить на него обязанность в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц.
Учитывая категорию, совершенных Шишловым А.В. преступлений, суд считает целесообразным в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений установить ему запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в определенное время суток, при этом предложенный административным истцом промежуток времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут суд находит обоснованным.
В связи с необходимостью строгого контроля за поведением Шишлова А.В. после освобождения, суд признает обоснованным требование административного истца об установлении ответчику административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы муниципального образования по избранному Шишловым А.В. месту жительства или пребывания.
Из п. 6 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следует, что орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Учитывая приведенную норму закона, а также в целях обеспечения поднадзорному лицу права на труд суд полагает необходимым при установлении административных ограничений в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения в ночное время суток, а именно с 22.00 часов до 06.00 часов, а также запрета выездов за пределы муниципального образования по избранному Шишловым А.В. месту жительства или пребывания дополнить исключением - без предварительного разрешения органа внутренних дел либо если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
административный иск удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении освобождающегося из Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение № 1" УФСИН России по Томской области Шишлова А.В., ..., сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить на срок административного надзора следующие административные ограничения:
- запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях;
- запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов, без предварительного разрешения органа внутренних дел либо если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
- запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному Шишловым А.В. месту жительства или пребывания, без предварительного разрешения органа внутренних дел либо если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
- обязать являться два раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Шишлова А.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья (подпись)
...
...
...
...
...
...
...