Дело №2а-3491/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года город Уфа
Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кочкиной И.В.,
при секретаре Насыровой Д.Б.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Уфы Русановой О.А.,
административного ответчика Сысоева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ к Сысоеву ФИО5 об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ обратилось в суд с административным иском к Сысоеву ФИО6 об установлении административного надзора.
В обоснование иска указано следующее: Сысоев А.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором <адрес> городского суда Республики Башкортостан по ст. 111 ч. 4, 68 ч. 2 УК РФ к 11 годам лишения свободы в ИК строгого режима. По постановлению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действия подлежат квалификации по ст. 158 ч. 1 УК РФ в ред. ФЗ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в приговоре <адрес> городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исключить отягчающее обстоятельство рецидив, наказание по приговору <адрес> городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом изменений ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) снизить наказание до 8 лет 8 месяцев. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ.
Сысоев А.В. осужден за преступление, относящееся к категории особо тяжкого преступления. Постановлением начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ переведен в строгие условия отбывания наказания.
В учреждение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ прибыл ДД.ММ.ГГГГ для <адрес> районного суда <адрес> по ст. 77.1 УИК РФ из учреждения ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ.
С представителями администрации корректен. Отношения с другими осужденными старается поддерживать ровные. В конфликтных ситуациях не замечен. На мероприятия профилактического и воспитательного характера реагирует не всегда.
Уровень интеллектуального развития соответствует полученному образованию. По характеру общителен в меру, эмоционально устойчив. Чужому влиянию не подвержен.
За внешним видом следит, правила личной гигиены старается не нарушать. К имуществу учреждения относится бережно. Социально полезные связи поддерживает.
Административный истец просит суд установить в отношении Сысоева А.В. административный надзор сроком на 1 год со дня постановки его на учет в органе внутренних дел, применить следующие административные ограничения: обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства не реже одного раза в месяц; запретить посещать места, где разрешено распитие спиртных напитков (преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения).
Данное административное дело рассматривалось с использованием систем видеоконференц-связи.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Сысоев А.В. иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Информация о движении гражданского дела, даты судебных заседаний своевременно опубликованы на сайте Ленинского районного суда г. Уфы РБ - leninsky.bkr@sudrf.ru.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, заслушав административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ № 64-фз от 6 апреля 2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо при совершении преступления при рецидиве преступлений судом устанавливается административный надзор если данное лицо в течение одного года два и более раза совершает административные правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Пунктом 1 части 3 статьи 3 этого же Федерального закона предписано, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Частью 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрены основания для установления административного надзора в отношении лиц, поименованных в ч. 1 указанной статьи: злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы и совершивших в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Исходя из ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ независимо от указанных оснований устанавливается административный надзор за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, имеющие неснятую либо непогашенную судимость за совершение преступлений при опасном, либо особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения особо тяжкого преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
Срок административного надзора определяется в соответствии с положениями ст. 5 указанного Федерального закона N 64-ФЗ. В частности, для лиц, указанных в ч. 2 ст. 3, предусмотрено установление административного надзора на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5). При этом срок административного надзора исчисляется с даты постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5).
Согласно ст. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Виды административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного, определены ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление ограничения в виде обязательной явки для регистрации является обязательным (ч. 2).
Судом установлено, что Сысоев А.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором <адрес> городского суда Республики Башкортостан по ст. 111 ч. 4, 68 ч. 2 УК РФ к 11 годам лишения свободы в ИК строгого режима. По постановлению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действия подлежат квалификации по ст. 158 ч. 1 УК РФ в ред. ФЗ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в приговоре <адрес> городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исключить отягчающее обстоятельство рецидив, наказание по приговору <адрес> городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом изменений ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) снизить наказание до 8 лет 8 месяцев. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ.
Сысоев А.В. осужден за преступление, относящееся к категории особо тяжкого преступления.
Постановлением начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ переведен в строгие условия отбывания наказания.
В учреждение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ прибыл ДД.ММ.ГГГГ для <адрес> районного суда <адрес> по ст. 77.1 УИК РФ из учреждения ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ.
Учитывая, что Сысоев А.В. освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную судимость за совершение преступление, относящееся к категории особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в соответствии с ч. 1,3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", для предупреждения совершения последним преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает необходимым установить в отношении Сысоева А.В. административный надзор на срок один год с установлением административных ограничений в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства не реже одного раза в месяц.
Оснований для установления дополнительно других видов ограничений, в настоящее время суд не усматривает, в связи с чем, в части удовлетворения требований о запрете посещения мест, где разрешено распитие спиртных напитков, считает необходимым отказать.
Судом учтен характер и степень общественной опасности совершенного преступления, характеризующий материал, поведение осужденного за весь период отбывания наказания.
Административное ограничение в отношении Сысоева А.В. является необходимым и обоснованным в целях предупреждения совершения других правонарушений.
Будучи осужденным за совершение особо тяжкого преступления, ответчик до погашения судимости обязан своим поведением подтвердить исправление.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Установление административного надзора не является дополнительным либо повторным наказанием за одно и тоже преступление, а устанавливается в соответствии с Федеральным законом для иных целей.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления или осуждения за совершенное преступление, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При этом, необходимо учитывать, что установление в отношении Сысоева А.В. административного надзора является временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, не может быть истолковано как не соответствующее Конституции Российской Федерации, поскольку административный надзор установлен Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
С учетом перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ к Сысоеву ФИО7 об установлении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ к Сысоеву ФИО8 об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 1 год, установив в отношении Сысоева ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административное ограничение в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту постоянного проживания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Сысоева ФИО10 на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания.
В удовлетворении административных исковых требований в части установления административных ограничений в виде запрета посещения мест, где разрешено распитие спиртных напитков, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Уфы в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья И.В. Кочкина
Мотивированное решение составлено 17.08.2017 года.
Судья Кочкина И.В.