Скачать Акт утилизации шин
Скачать образец
Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Особенностью характеристик резиновых автомобильных покрышек является их потенциальная опасность для окружающей среды после вывода из эксплуатации. Организация обязана утилизировать шины, когда они перестанут отвечать требованиям безопасности по причине износа, повреждений. Утилизация может проводиться только специализированными компаниями, а в ее подтверждение оформляется акт.
Что такое акт утилизации шин
Резиновым автомобильным покрышкам присвоен четвертый класс экологической опасности. Это означает, что в обычных условиях резина может разлагаться десятилетиями, причиняя вред окружающей среде. Поэтому предприятие, которые выводит автошины их эксплуатации, должна утилизировать их через специализированные компании. Подтверждается этот факт договором, актом.
Отследить, были ли фактически утилизированы шины, достаточно просто. У организации обязаны храниться документы о приобретении покрышек, их учете и закреплении за ответственными лицами. Поэтому обычное списание для такой продукции не подходит. Если при проверке надзорных органов не предъявить договор и акт на утилизацию, предприятию грозит штраф за нарушение норм экологической безопасности.
Компанию, которая занимается утилизацией и оформляла акт, тоже будут проверять надзорные органы. Поэтому недопустимо оформлять акт без реальной ликвидации автопокрышек. За такие нарушение грозит административное наказание.
Когда составляется акт на утилизацию шин
Причины, по которым автошины могут выводиться из эксплуатации и утилизироваться, могут быть разными:
- истечение гарантийного срока пользования или хранения (определяется по документации производителя или продавца);
- повреждение или уничтожение покрышки в процессе эксплуатации, невозможность ремонта и восстановления безопасных свойств;
- выявление производственного брака, если невозможно предъявить претензии продавцу или изготовителю, заменить неисправное изделие;
- естественный износ, истирание поверхности резины, повреждение протектора, потеря большей части шипов для зимней резины.
Перед каждым выпуском автотранспорта на линию предприятие обязано проверить его безопасности. Проверяется и фактическое состояние автопокрышек. Если оно не гарантирует безопасности для машины и участников движения, шину необходимо заменить. В случаях, когда ремонт и восстановление основных свойств становится невозможным, автошину необходимо утилизировать, получить подтверждающий акт.
Если при использовании шины выявляется производственный брак, ее можно сдать продавцу в пределах гарантийного срока. В этом случае оформляется акт не на утилизацию, а на списание. Если вместо бракованной покрышки будет передано изделие надлежащего качества, оно ставится на учет взамен выбывшей шины.
Основания и порядок утилизации
Основанием для принятия решения об выводе шины их эксплуатации и ее утилизации может быть служебная записка водителя, руководителя автомобильной службы предприятия. Выход из строя одной покрышки не означает, что ее нужно немедленно утилизировать. Предприятие может обеспечить хранение резины, чтобы впоследствии заключить договор на утилизацию сразу нескольких шин. Особенно это актуально для организаций с большим автопарком.
Алгоритм дальнейших действий заключается в следующем:
- принимается решение о списании автомобильных покрышек и их утилизации (для этого может создаваться комиссия);
- заключается договор с автосервисом или другим специализированных предприятием, которое оказывает услуги по утилизации;
- после передачи шин и оплаты услуг заказчик получит акт, подтверждающий утилизацию.
Таким образом, на случай проверки надзорных органов у предприятия должен быть договор и акт, подтверждающий факт утилизации.
Представители заказчика не обязаны принимать участие в процессе утилизации и составлении акта, так как это является внутренней деятельностью исполнителя. Однако при получении акта необходимо проверить, чтобы количество, наименование и характеристик автопокрышек совпали. В противном случае доказать фактическую утилизацию будет проблематично.
Форма и содержание акта об утилизации шин
Единый образец акта об утилизации шин не утвержден законодательством. Так как оформляется обычный договор на оказание услуг, акт можно составить в произвольной форме. Во избежание проблем с контролирующими органами, акт должен содержать:
- дату и номер;
- ссылку на договор оказания услуг по утилизации автомобильных шин;
- сведения о заказчике и исполнителе услуг;
- перечень утилизированных автошин, их название, другие признаки (например, артикул, марка, заводской номер, и т.д.);
- подтверждение, что переданные шины были действительно утилизированы;
- подпись ответственного лица или членов комиссии.
После передачи акта заказчику услуги по договору считаются выполненными. Это может являться основанием для оплаты.
Крупные предприятия могут сами утилизировать автошины, выведенные из эксплуатации. Для этого закупается специальное оборудование, обеспечивается безопасность по экологическим нормам. При самостоятельной утилизации содержание акта будет отличаться:
- в состав комиссии будут включены сотрудники предприятия, руководители структурных подразделений;
- акт может содержать обоснование причин, по которым автомобильные шины больше нельзя использовать;
- по акту может определяться стоимость ущерба, если в повреждении шин виновны сотрудники предприятия.
Когда акт будет подписан, он передается в бухгалтерию для отражения в учетных и отчетных документах. По этой причине рекомендуется заключать договоры на утилизацию с периодичностью в 3, 6, 9 или 12 месяцев, что совпадает с подготовкой бухгалтерской отчетности. После фактической утилизации и оформления акта автомобильные шины будут сняты с учета по ответственным лицам организации.