Скачать Акт приема-передачи товара
Скачать образец
Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Хозяйственная деятельность компании тесно связана с первичными учетными документами. Если организация передает сырье, стройматериалы, оборудование или товары другому субъекту – составляют акт приема-передачи. Его оформляют и в случае получения материальных ценностей от поставщика. Стороны должны определить, сколько всего товара, есть ли у него дефекты, в каком он состоянии и прочие характеристики.
О том, как выглядит передаточный акт, что в нем указывать и сколько хранить – читайте далее.
Что из себя представляет?
Акт приема-передачи (АПП) товара – документ формата А4, который составляется получателем и производителем материальных ценностей с целью подтвердить переход от одного лица к другому.
Передаточный акт – это не товарная накладная по стандарту Торг-12. Это дополнение к ранее заключенному сторонами договору. Например, Договору №4 о поставке компьютеров от производителя «Абак» в магазин бытовой техники «Эльдорадо». Перед подписанием акта представители магазина осмотрят товар и проверят каждый ПК на работоспособность. Если все в порядке, можно подписывать бумагу и принимать продукцию на склад для дальнейшей реализации потребителям.
В каких случаях нужен акт приема-передачи товара?
Оформление АПП оправдано в следующих ситуациях:
- Продукция поступила без документов;
- Материальные ценности нужно передать на ответственное хранение (склад);
- Есть расхождения по качеству товара (скрытые дефекты, общее состояние);
- Передача объектов по договору комиссии;
- В сделке участвуют структурные подразделения одной компании в лице материально ответственных лиц;
- Нужно выполнить передачу на определенное время (8 часов, 120 дней).
Но куда важнее иметь такую бумагу на случай судебных разбирательств. Если получатель товара начнет предъявлять поставщику претензии, последний сможет приложить акт приема-передачи в качестве доказательства в свою пользу. Из текста документа суду будет понятно, что материальные ценности были переданы второй стороне без всяких претензий. А раз у вещей есть дефекты, брак, неисправности – всё это зафиксировано в передаточном акте. Для суда важны подписи обеих сторон. Если они их поставили, значит согласились с изложенными в АПП фактами.
Обязательно ли его составлять?
Нет, но есть исключения.
Иногда организации включают пункт о фактической передаче вещей в основное соглашение о товарно-денежном обмене. В такой ситуации акт приёмки не актуален.
Но есть два исключения:
- Передача сложного оборудования и техники, например – медицинского, лабораторного, вычислительного и прочих. Также сюда включают любую технику (компьютеры).
- Отправка на ответственное хранение – в АПП отражается состояние переданных товаров, их внешний вид, а также условия хранения и ответственных за это лиц.
Альтернативой акту приема-передачи может быть товарная накладная. Она подходит для большинства случаев экономических отношений между ИП и юр лицами.
Кем составляется и подписывается?
Документ составляется представителями обеих сторон – поставщика и получателя ценностей.
Должностные лица должны быть уполномочены на заключение договоров от имени компании. То есть они обязаны иметь при себе нотариально заверенное поручение, приказ или доверенность от руководства. Чаще всего от имени организации в таких сделках выступают директор, гендиректор и иные лица.
Как правильно оформить акт приема-передачи товара?
Специального, унифицированного государством бланка акта приема-передачи товаров не предусмотрено. Обычно этот вопрос решается на внутреннем уровне организации. У фирмы или ИП могут быть заранее разработанные формы таких документов, чтобы использовать их при необходимости.
Бланк содержит следующие данные:
- Форма документа (к какому договору относится);
- Дата составления;
- Наименование документа;
- Сведения о сторонах сделки: название предприятий, ФИО и должности представителей, документ-основание (например, ООО «Чистый дом» в лице директора Иванова А.С., действующего на основании «Устава»);
- Условия приема и передачи – в виде таблицы;
- Список материальных ценностей (подушки, мясо, сантехника);
- Количество (шт.);
- Цена, включая НДС – в российских рублях, реже – в иностранной валюте;
- Общая стоимость передаваемого товара – цифрами и прописью;
- Состояние продукции – с указанием характеристик, дефектов, неточностей, брака и т.д.
- Информация об отсутствии претензий к поставщику;
- Количество экземпляров акта.
- Юридические моменты (равнозначность перед законом).
- Подписи сторон.
Надо сказать, что с момента проставления подписей, ответственность за сохранность и качество начинает нести заказчик или покупатель товаров. С этого же момента поставщик не отвечает за вышеназванные состояния.
Юридические тонкости
Существует ряд моментов, на которые следует обратить внимание перед составлением АПП на товары:
- Акт – это дополнение к договору, а не самостоятельный документ (с отсылкой). Если нет договора, то и акт утрачивает юридическую силу.
- Подписи сторон – обязательны. Иначе АПП нельзя считать заключенным. А вот печать организаций обязательной не является, можно обойтись и без неё.
- Акт приема-передачи составляется в 2-х экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон сделки.
- Дополнением к АПП могут быть разные приложения (условия хранения, сроки поставки).
- Взаимозачеты должны быть в рублях – но, если с одной стороны иностранная организация не на территории РФ, валюта может быть другой. Правда, в таком случае лучше прописать обе национальные денежные единицы.
- Срок хранения акта приема-передачи составляет 5 лет после года отчетности.
Итак, передаточный акт не всегда обязателен, но никто не запрещает его оформить. Он позволяет зафиксировать момент передачи товара от поставщика (производителю) к получателю (заказчику), а также служит доказательством на случай судебных разбирательств