8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Акт на списание материалов

02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 200 93 58

Списание материалов – это обычная практика для юридических лиц и предпринимателей. Списывать могут товары, пришедшие в негодность, сырье для последующей переработки, расходники для ремонта оборудования. По итогам списания оформляются акты, которые нужно для ведения бухгалтерского учета, внесения корректировок в инвентаризационные документы.

Что такое акт на списание материалов

Акт на списание материалов – это официальный документ, составленный комиссией. Он подтверждает, что материальные ценности перестали существовать в натуре или вышли из строя по причине естественного износа. На основании акта руководитель и бухгалтерия внесут изменения в бухгалтерскую и инвентаризационную документацию, а материалы перестанут числиться на балансе компании. Также по итогам списания ценности не будут закреплены за материально ответственным лицом.

Когда нужно оформить акт

Акты на списание оформляются по мере необходимости, по решению руководителя организации. Обычно для этой процедуры создается комиссия, которая должна проверить фактическое отсутствие материалов, указать причины и основания.

Вот основные причины, по которым предприятию может потребоваться списание материалов с составлением акта:

  1. выдача и использование расходных материалов (например, ГСМ для эксплуатации автопарка);
  2. списание ценностей и сырья по причине естественного или нормативного износа, порчи;
  3. уничтожение или повреждение ценностей, после чего они не могут использоваться по целям назначения (например, в результате чрезвычайных ситуаций или по халатности персонала);
  4. использование сырья для переработки и получения другой продукции (например, если их исходных компонентов на производстве получают новый продукт);
  5. передача ценностей другим структурным подразделениям, где они будут поставлены на учет;
  6. реализация продукции сторонним покупателям.

Могут быть и иные причины, когда руководителю приходится списывать материальные ценности. Например, если материалы утрачены по вине материально ответственного лица, а взыскание ущерба невозможно, предприятию придется провести инвентаризацию и списать ценности. В противном случае они будут числиться по документам бухгалтерского учета.

Виды актов

Единого образца акта списания сейчас нет. Раньше для этих целей использовалась унифицированная форма ТОРГ-16. На данный момент она официально отменена, однако предприятие может использовать ее за основу. Также допускается разработка собственного бланка, где организация может указать все необходимые пункты.

Акты можно условно разделить по видам, в зависимости от причины списания:

  1. на передачу ценностей и сырья для переработки;
  2. на снятие с учета уничтоженных или поврежденных материалов;
  3. на списание ценностей после превышения предельно допустимого износа;
  4. на отпуск расходных материалов для текущей деятельности, для выполнения текущего или капитального ремонта.

В ряде случаев списанный материал будет автоматически учтен как компонент новой продукции. Например, после изготовления изделия в нем может быть множество компонентов, которые ранее числились как сырье или материал. Следовательно, в стоимость вновь изготовленного товара, прямо или косвенно, будет входить цена списанных материалов.

Порядок составления акта

Чтобы провести процедуру списания и составить акт, руководитель издает приказ по предприятию, определяет состав комиссии и ее полномочия, предмет проверки. Например, процедура списания может проводиться только в отношении единичного экземпляра оборудования, либо по группе товаров.

Алгоритм действия комиссии по списанию заключается в следующем:

  1. определяется срок проведение проверки, перечень материально ответственных лиц;
  2. к проведению осмотра и обследования обязательно привлекаются материально ответственные лица;
  3. каждый материал, подлежащий списанию, указывается в едином списке (также отражается его стоимость по последней инвентаризации, основные признаки, инвентарный номер и т.д.);
  4. указываются причины, по которым товары или ценности снимаются с учета (если проверяется группа товаров, причин и оснований может быть несколько);
  5. акт подписывают все члены комиссии, ее руководитель;
  6. каждый участник списания, в том числе материально ответственное лицо, вправе указать свои дополнения, замечания и возражения.

После заполнения акта он направляется на утверждение руководителю предприятия. После утверждения документ передается в бухгалтерию для проведения проводок, отражения факта выбытия материальных ценностей в отчетности. Также на основании акта может назначаться служебное расследование. Например, его целью может быть определение лиц, виновных в порче сырья, расчет суммы материального ущерба предприятию.

Периодичность проведения списания руководство каждого предприятия определяет самостоятельно. Например, если у сырья достаточно небольшой срок годности, списание может проводиться еженедельно, ежемесячно, либо с другой периодичностью. Но в каждом случае необходимо составить акт, иначе материал будет числиться в организации как существующий.

Образец акта 2020 года

Так как на законодательном уровне не утверждена единая форма акта списания, рекомендуем указать в нем следующие пункты:

  1. дата и номер документа;
  2. состав комиссии с указанием ФИО, должностей;
  3. основание для проведения списания;
  4. список материалов, ценностей и товаров, подлежащих списанию по акту;
  5. количество или объем списываемых ценностей, их стоимость;
  6. примечания и дополнения членов комиссии;
  7. подписи всех членов комиссии.

Также на документе должна стоять отметка о его утверждении руководителем, печать организации. После заполнения и утверждения образца акта списания, он будет храниться в бухгалтерии. Копии документа могут выдавать всем членам комиссии, материально ответственным лицам.